Рецензия на книгу
Между двух стульев. Книга с тмином
Евгений Клюев
ablvictoriya3 апреля 2014 г.Пам-пам-парам, дорогие читатели, приглашаем вас на аттракцион невиданной абсурдности! Белый Кролик убежал, а на его месте появился Всадник-с-Двумя-Головами! Писатель Евгений Клюев любезно предлагает вам посидеть между двух стульев – реальностью и абсурдом – и на это нужно соглашаться сразу, безоглядно и бесповоротно, иначе получить необходимый кайф от чтения будет невозможно!
Роман «Между двух стульев» - это «Алиса в Стране Чудес» для взрослых в русских декорациях. Очевидная пародия на Алису – и завязка сюжета (попадание из реального мира в ирреальный), и персонажи (Гном Небесный – Чеширский Кот, Белое Безмозглое – Соня, подросшее Дитя-Без- Глаза и т.д.) – поначалу меня не очень впечатляла, но потом градус абсурда заметно поднялся, и меня накрыло восторгом. Да, до кэрролловского абсурда клюевский все-таки не дотягивает, не зашкаливает и не выносит мозг – хотя, возможно, это зависит от подготовки читателя и степени его ожиданий. Но с учетом того, что «Между двух стульев» написан на русском языке, а стержень всей нелепицы в нем составляет именно языковая игра (но не только!) – это действительно заслуживает внимания, прочтения и восхищения.
Вполне себе реальный и имеющий на все вопросы логические объяснения Петропавел попадает в абсолютно абсурдный мир. Поначалу он пытается что-то понять и что-то доказать населяющим этот мир героям. Но позже выясняется, что не мир и его герои абсурдны, а сам Петропавел – ведь именно он и является тем самым «лишним» (стало быть, нелепым, абсурдным, не вписывающимся) персонажем среди все остальных, которые вполне себе органично существуют, наплевав на законы физики, логики, лингвистики и просто здравого смысла. Впрочем, финал – замечательный, трогательный, ожидаемый и неожиданный – расставит все по своим местам.
Не могу не отметить одного персонажа – Эхо, с его уникальными повторами, основанными на ассоциациях. Ребят, да это же мой муж! Сколько раз он перековеркивал мои фразы и выдавал в результате новые! Сейчас-то я уже попривыкла к этим каламбурам, а раньше бесилась, ну точно как Петропавел в диалоге с Эхом.
В романе встречаются лирические наступления, отступления и исступления. Возможно, кому-то они покажутся лишними (ведь Кэрролл в своем произведении для детей не «опускался» до пояснений сути языковой игры, эстетической прелести искусства и его неограниченных возможностях), но мне они понравились. Особенно хороша еще одна трактовка сказки «Курочка Ряба», основанная на том самом элементе абсурда (яичко – элемент абсурдный в реальном мире бабки и дедки) и понравившаяся мне намного больше, чем заумные сакральные смыслы.
Некоторые фразочки из романа вполне годятся для пополнения словарного запаса острослова и применения их в диалоге. Мое любимое:
В Вас просто абсурдности маловато для такого предложения.Я категорически не советую читать этот роман занудам, которые постоянно ищут, «что хотел сказать автор», которым из книг непременно надо что-то «выносить» и «брать», для которых книги обязательно должны «нести пользу» и которые точно уверены, что знают, сколько будет дважды два четыре и что между двумя стульями усидеть невозможно. Товарищи, вам не по адресу! Все остальные, кто не равнодушен к эстетической составляющей литературы, словесным каламбурам и просто открыт для любых экспериментов писателя над читателем – вэлкам!
11126