Рецензия на книгу
Любовь во время чумы
Габриель Гарсиа Маркес
Аноним19 июля 2023 г.Не про любовь
Начну с того, что понравилась: роман написан прекрасным языком с фирменным тягучим и неторопливым слогом Маркеса, который умело ведёт нас сковзь историю, используя витиеватое нелинейное повествование.
Если изначально рассматривать это произведение как слепок того времени, погружающий читателя в неведомую и недоступную Южную Америку конца 19 – начала 20 веков, то придраться здесь просто не к чему: роман прекрасно передаёт атмосферу, настроения людей того времени, будто вы сидите и читаете книгу во время сиесты, спасаясь от полуденного зноя карибского городка.
Но я ожидала получить не просто историю, а историю любви, ведь это слово сквозит через всё произведение, начиная с рецензии, обещающей преподнести читателю "любовь, которой неподвластно время и даже несовершенство человеческой души", и заканчивая последними страницами, где повествование обретает предсказуемое завершение.
И прочитав книгу, я не нашла в ней ничего, что наобещала рецензия. Это история Флорентино Арисы, человека, страдающего маниакальным желанием заполучить то, что оказалось ему недоступно, и на пути к своей мечте он не задумывается ни о ком и ни о чём.
Возможно, сто лет такие чувства могли казаться людям "любовью", но для меня в нынешний век они выглядят как одержимость, зависимость, инфантильность и фиксация на прошлом.
Флорентино всю жизнь испытывает чувства к Фермине Дасе, женщине, с которой он общался только в детскиз любовных письмах. Невозможно любить человека, не зная его — герой сам соткал в своей голове образ, который хотел сделать предметом обожания. И попутно Флорентино вступает в связи с сотнями женщин, совершенно не задумываясь об их судьбе и постоянно прикрываясь тем, что хочет сохранить свои чувства для "той единственной".
При этом герой никак не развивается за все 50 лет, что ждёт Фермину: не заводит серьёзных отношений, не путешествует, не ищет новых знакомств за исключением случайных любовных связей. Высокие должности же ему достаются благодаря кумовству. Даже свой стиль одеваться в старомодные нелепые вещи он не пытается изменить.
До самого конца я надеялась, что автор сделает любовный акцент не на истории с Флорентино, а с мужем Фермины, доктором Хувеналем Урбино. Фермина и доктор Урбино боролись за свои отношения, прошли через тернии и разногласия, чтобы обрести нежность и покой на закате жизни. Но нет, Маркес наоборот под конец книги ввёл в сюжет недовольство Фермины тем, что с мужем она, оказывается, слишком много ссорилась и не чувствовала себя счастливой. К тому же всплыл, как по мне, совершенно не вписывающийся поворот, который открыл, что в прошлом уже у почившего Хувеналя Урбино неожиданно обнаружилась любовница, ещё и лучшая подруга его жены. При том, что до этого автор красочно описывал, как тяжело доктор Урбино переносил измену с другой случайной женшиной, пациенткой-мулаткой, и как рад был избавиться от этого наваждения и вернуть расположение жены.
И вот, сразу после того, как злосчастный Флорентино Ариса в свои 70+ лет совратил 14-летнюю родственницу, а затем бросил без объяснений, доведя её этим до самоубийства, я ожидала возмездия, откровения и крушения иллюзий. Но этого не произошло: муж Фермины умер и главный герой получает то, чего он желал всю жизнь, и единственное его наказание — старость.
В итоге я не знаю, то ли Маркес специально рассказал такую историю — не про любовь, а про одиночество, страдания и те самые "несовершенства человеческой души", — то ли просто эта история не дала мне то, чего я от неё ждала. Называлась бы книга "Синдром Адели во время чумы", тогда, возможно, и ожидания были бы другими.Содержит спойлеры13620