Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сто лет одиночества

Габриэль Гарсиа Маркес

  • Аватар пользователя
    Аноним1 апреля 2014 г.

    Жалею, что не дождалась лекции по данному произведению (хотя вряд ли успеем его изучить), но надо было как-то подготовиться: все-таки магический реализм – такое же новое, необычное и непривычное явление в литературе, как и авангард или поток сознания. К тому же у Г. Гарсиа Маркеса отпечаток накладывает сама культура, далекая как от России, так и от Европы.

    Роман вызывал крайне противоречивые чувства: с одной стороны, мне постоянно хотелось отложить его в сторону, с другой стороны, строчки постоянно влекли меня все дальше и дальше, не давая отвлечься от перипетий; с одной стороны, я радуюсь, что произведение завершено, с другой – нахожусь в культурном шоке от финала, ради которого и стоит ознакомиться с произведением.

    Да и сам жанр, на первый взгляд, традиционный и понятный: это семейная сага об упадке Буэндиа; в качестве фона личных событий выступает реальная история Латинской Америки и селения Макондо в частности, поскольку род богат и на изобретателей, и на полководцев, и на революционеров.

    Но стоит копнуть глубже (хотя можно обойтись и без этого, поскольку сама ткань повествования достаточно сложна, но вернусь еще к этому позже), как оказывается, что «Сто лет одиночества» не ограничивается одними скелетами в шкафу. Это поистине философская Санта-Барбара! Можно только представить реакцию современников, если учесть, что даже нас сейчас поражают браки между родственниками, отвратительные физиологические подробности, призраки, зелья, волшебные предметы, возникновению которых не дается никаких объяснений: они просто существуют, как существует небо, земля, звезды.

    Золотые рыбки, леденцовые фигурки, закопанный клад – это все своеобразные символы, но самым сильным из них является образ червей (да и вообще насекомых: еще тараканов, скорпионов, в конце концов, муравьев, которые сыграют столь плачевную и трагичную роль в произведении): на поверхности, как можно полагать, обычная антисанитария, свойственная южным районам, а в контексте это еще и зловещий знак, предвещающий смерть.

    Хронотоп, т.е. время + пространство. История продолжается на протяжении 100 с лишним лет, за это время успевают смениться и кануть в Лету 6 поколений. Местом является в целом селение Макондо, а также конкретно дом семьи Буэндиа (также упоминаются дома любовниц, например Пилар Тернеры и Петры Котес). По сути дом является закрытым пространством, а Макондо – открытым, но здесь подобной, однозначной дихотомии не прослеживается, поскольку, если присмотреться, Макондо – это замкнутый мирок, созданный по сути и поддерживаемый одной семьей, он находится на полуострове (это, конечно, не полностью изолированный остров, но лень и медлительность, предубеждения, трусость и узколобость жителей не позволяют внешнему миру ворваться в их вселенную, и наоборот; разве что полковник Аурелиано Буэндиа уходит из селения, но позже все равно возвращается). Зато очень четко прослеживается взаимосвязь дома и владельца, которые не могут существовать друг без друга и умирают одновременно.

    Система образов. Еще одна возможная характеристика жанра – роман-катастрофа, так как действие движется по спирали, все более и более ускоряясь, а читатели понимают, что ничем хорошим события не закончатся, т.к. постоянно концентрируются, сгущаются краски и указания на недолговечность, бренность всего сущего и конкретно деревни Макондо. И главные апокалиптические эпизоды повторяются из раза в раз (как тут уже было замечено в одной рецензии: «все будет так, исхода нет»): Хосе Аркадио сходит с ума (но это пока личная беда) – война между либералами и консерваторами (социальное потрясение) – банановая компания (снова социальное явление) – дождь и наводнение (природная стихия; к слову, им предшествует волшебное размножение животных у Буэндиа, что в связке скот+потоп может отсылать к истории Ноя) – ураган (тоже сила природы). И символично, что именно ветер разрушает деревню, - это все тот же традиционный мотив «унесенных ветром».

    Вернемся к героям. Семейная сага обычно представляет собой или рождение, или гибель какого-либо рода; в данном случае – второе, поэтому каждое поколение слабее предыдущего, они вроде бы повторяются, похожи друг на друга, но теряют жизненную хватку, энергию.
    Стойкости и решительности Хосе Аркадио и Урсулы (1е поколение) хватит на десятерых (особенно это касается Урсулы, которая пережила многих своих детей); при этом свою мощь они направляют на созидание, преобразование хаоса в космос, т.е. основанию на пустом месте новой деревни.
    Полковник Аурелиано Буэндиа (2е поколение) и его сын Аркадио (3е поколение) также сильны, но энергия их, напротив, разрушительна: они воинственны и агрессивны. Женской копией данных персонажей являются Амаранта и Ребека, которые проводят жизнь в склоках и травле.
    Хосе Аркадио Второй и Аурелиано Второй (4е поколение) растрачивают силу на пьянки, кутежи и любовницу.
    И последний важный герой в данной цепи, на котором стоит остановиться, - это Аурелиано Вавилонья (к слову, его фамилия может отсылать к Вавилону, в названии которого заложено значение «смешение» - изначально языков, но в данном случае – крови): он вроде бы остепенился, направил деятельность в мирное русло, но при этом застыл, умер еще при жизни. Его предок был привязан к дереву, а он добровольно заточил себя в четырех стенах рядом с книгами, сделавшись живым трупом, соответственно, показано, что смерть рода вполне закономерна: становится даже странно, что с такими представителями он не оборвался ранее.

    Ткань повествования тягучая, медленная из-за использования пассивных конструкций и отсутствия прямой речи; язык словно бы усыпляет и дурманит читателей, как зной тех самых краев, откуда родом автор и его персонажи.

    Да, читать было сложно, но равнодушным остаться невозможно!

    13
    205