Рецензия на книгу
Lore & Lust
Карла Николь
Аноним17 июля 2023 г.Сентиментальная проза оскорблена этим экземпляром
Итак, книжка (увы, первая из трилогии) Карлы Николь про вампирскую крепкую мужскую дружбу. Нет, меня это не смущает, но отзыв и оценка негативные - вовсе не из-за этой самой особенной связи, а из-за того, что назвать этот роман литературой не поворачивается язык.
Я не против и самой сентиментальной прозы. В конце концов, любовные романы существуют давно и всегда находят свою аудиторию, да и мне порой интересно почитать что-то о безумной страсти и любви, особенно - в интересном сеттинге. И покупая эти книги, я возлагала надежды именно на интересный сеттинг, потому что на глубину характеров главных героев книга не претендует уже на этапе прочтения аннотации.
Увы...
Совершенно бездарным, топорным языком (клянусь, на фикбуке за такое бы распяли) излагаемая история не имеет ни конфликта, ни сюжета, ни мира как такового. Первые 50 страниц книги я каждую страницу тянулась проверить, не перепутала ли я порядок книг. Автор уверена, что мы прекрасно представляем мир, в котором живут ее герои. Хорошо, это было бы допустимо, будь ее вампиры одной из классических моделей - холодными и мертвыми ночными кровопийцами, как у Райс/Гамильтон/Стокера/Клэр/Белянина/Зотова (заметим, что у всех перечисленных мной авторов разные подходы к вампирской вселенной, включая даже юмористическое фентези и стёб), или холодными и мертвыми блестящими дневными кровопийцами, как в Сумерках или Дневниках вампира. Или носферату. Или... продолжать можно бесконечно, но вампиры, которые представлены у Николь, вообще не похожи ни на одну из этих вселенных потому, что им - внимание, - не надо пить людскую кровь. Пьют они кровь друг у друга. Оставим в стороне логическое обоснование и просто заметим, что это уже очень нестандартный для вампиров сеттинг, который необходимо пояснять читателю. Но автор неумело использует разорванную композицию, швыряя читателя вглубь событий ("событий") вселенной, которая просто не может сформироваться правильно в начале чтения книги. Поэтому каждый факт об этой вселенной, вываливаемый персонажами вскользь, рвёт шаблоны и при этом ничего не предлагает взамен.
Продираясь сквозь дебри внутренней нестандартной терминологии типа "аура", "связывание", "поколение вампиров" и т. д., ты пытаешься составить свое представление о вселенной, пока персонажи активно ноют, кутаются в пледы, пьют кофе, едят человеческую еду и периодически разговаривают между собой, что должно навести нас на мысль, что между ними растет чувство.
Психология сверхъестественных бессмертных существ - штука традиционно трудная, ведь нам, смертным человечкам, никогда достоверно не узнать, как будет вести себя вечно молодое существо лет ста двадцати, когда в его окружении этот возраст - что наши пятнадцать. Многие авторы используют разные подходы: у кого-то вампиры вечно существуют в окружении плаща из собственного пафоса, у кого-то превращаются в маргиналов и гопников, у кого-то ничем не отличаются от своего вечного "физического" воздуха, у кого-то впадают в детство/экзистенциальную тоску/постоянный отрыв; у кого-то адаптируются к каждому новому времени, а у кого-то - застывают навеки в родной эпохе, выбиваясь из совремнености... По сути, они могут быть какими угодно, но главное - мы должны им верить. В утонченных и возвышенных крово-не-пийц из книжки Николь, резко срывающихся на юмор и бесцельную болтовню, подходящую ромкому про подростков, не верится потому, что они картонные.
В сочетании со слабым стилем и надуманными проблемами как личными, так и социальными в книге просто не за что зацепиться.
Итог: жалею, что в надежде на интересный сеттинг или обаятельных героев любовного романа потратила время, продираясь через бездарно написанный, сырой и ванильно-пошлый фанфик, для чего-то изданный в твердой обложке.
2474