Рецензия на книгу
Звонок
Кодзи Судзуки, Glynne Walley, Robert Rohmer
elefant30 марта 2014 г.Сегодня мало кто незнаком с историей о злобном ужасе, таящемся в злополучной видеокассете и неизменно отмеряющем последние дни тем, кто до этой кассеты дотронется. Ставший классическим и многим полюбившийся – знакомый сюжет неумолимо расползся по другим схожим фильмам, будто тот самый вирус из злополучного видео…
Это я об известной киноленте, что сперва стала самым кассовым фильмом ужасов в истории японского кино, а через несколько лет перекочевала в кинематограф американский. Если говорить о самой книге, то её сюжет от экранного – сильно отличается (уже хотя бы потому, что герои у них – совершенно разные). Но об экранизациях позднее.
Итак: четверо человек, предположительно посмотревшие видео в курортном коттедже ночью двадцать девятого августа, одновременно скончались при загадочных обстоятельствах ровно через неделю, точь-в-точь как было предсказано на видеоплёнке. Случайно ввязавшийся в это дело молодой журналист Асакава приступает к его расследованию. Он понимает, что жить ему осталось всего неделю, и просит помощи у своего друга Рюдзи. Дело осложняется тем, что семья Асакавы тоже посмотрела кассету, и теперь время неумолимо отсчитывает свой конец для них всех.«Над раковиной замигала и померкла белая пятнадцативаттная лампочка. Почти не горит… А ведь еще совсем новая… В голове мелькнула мысль: «Надо было включить весь свет». Но сейчас уже не дойти до выключателя. Она даже оглянуться не в состоянии! Сзади что-то есть… Бумажные перегородки, пол в восемь татами, буддийский алтарь в нише. Шторы на окне раскрыты, должен виднеться поросший травой пустырь, а над ним клетки огней жилых многоэтажек. Казалось бы, только это…
Выпив еще полстакана колы, Тиэко вообще утратила способность двигаться. Ощущение чьего-то присутствия было уже слишком сильным, слишком отчетливым, чтобы просто списать его на игру воображения. Вот и сейчас что-то вырастает за спиной, вот-вот коснется шеи…
…Ой, а если это оно?…»
Книга, подобно её экранизации, нагнетает атмосферу постепенно, но уже не отпускает своего читателя до самого конца. Сюжет настолько захватывающий, что заставляет самому поломать голову в мучительной разгадке ужасной тайны. Нужно отдать должное писателю, поскольку он мастерски манипулирует своим читателем, хорошо нагоняет атмосферу ужаса и страха на своих героев, одновременно сохраняя при этом простоту и лёгкость стиля. Кодзи Судзуки, на мой взгляд, намеренно вводит в сюжет двух разных по характеру главных героев, играя на их контрасте:
«— Страшно? Напротив, даже интересно, когда срок мой выйдет. Расплата — смерть… Класс! А без опасности для жизни вообще скучно — куража нет».
«А что делать, когда останется один день, час, минута? Нет никакой уверенности, что удастся сохранить самообладание. Становится понятным, что, несмотря на отвращение, привлекает его в Рюдзи. У парня редкая, прямо-таки уникальная душевная мощь. Асакава живет втихаря, поглядывая на окружающих, а Рюдзи, в противовес ему — птица свободного полета со своим богом, нет… дьяволом-хранителем в груди. Такого на испуг не возьмешь. Асакава же мог перебороть страх и разбудить в себе волю к жизни только в те минуты, когда вспоминал о жене и дочке, которые останутся одни после его смерти».Интересно, что, как мне удалось узнать, при написании своего романа Кодзи Судзуки, как это ни может показаться странным, опирался на многие реальные факты и персонажи. Так, например, прототипом одной из героинь, Шидзуко Ямамуры, стала реально существовавшая Шидзуко Мифуне, родившаяся в 1886 году и, по слухам, обладавшая даром ясновидения. В 1910 году её провозгласили шарлатанкой, а год спустя она покончила с собой, прыгнув в кратер вулкана. Прототипом Садако Ямамура является реально существовавшая японская девушка Садако Такахаси.
Несколько слов об экранизациях книги:
Вообще, впервые попытка экранизировать роман была предпринята в 1995 году. Это был не совсем удачный телефильм Шизуи Такигава под названием «Звонок: Полная версия» - как раз этот фильм полностью повторяет сюжет романа, в отличие от всех последующих. В 1998 году, на волне небывалого успеха «Звонка»-книги, был наспех снят фильм под названием «Спираль», а в 1999 году на экраны Японии выходит «Звонок 2» того же Хидео Накаты, который осветил некоторые, оставшиеся под покровом тайны и недомолвки первого фильма. В том же 1999 году в Японии выходят в свет два телесериала «Звонок: Последняя глава» (12 эпизодов) и «Спираль» (13 эпизодов), а в Корее — ремейк под названием «Заразный звонок». Через год, в 2000 году, появляется и приквел «Звонок 0: День рождения» режиссёра Норио Цурута, а в 2001 на студии «DreamWorks» режиссер Гор Вербински приступил к съёмкам американской версии фильма.357