Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мария Стюарт

Стефан Цвейг

  • Аватар пользователя
    Аноним13 июля 2023 г.

    Жизнь, как шахматная партия... или Трагедия Марии Стюарт...

    Попадание в буккросинг "Марии Стюарт" Стефана Цвейга я расцениваю как знак судьбы. Спустя долгие годы (впервые я с этим произведением познакомился в юношестве) мне довелось перечитать этот шедевральный биографический роман. Помнится, что и при первом ознакомлении с "Марией Стюарт" я был настолько потрясён мастерством рассказчика, что устремился на поиски других художественных биографий Стефана Цвейга. Правда ни одна из них, ни "Бальзак", ни "Жозеф Фуше", ни "Мария-Антуанетта" не произвели на меня такого впечатления как "Мария Стюарт". Я перечитывал её неоднократно. И каждый раз открывал в ней для себя что-то новое. Следует признать, что и по прошествии лет эта романизированная биография воспринимается мною иначе. На сей раз, более всего меня поразило то, что трагедию Марии Стюарт можно уподобить шахматной партии. В которой одна единственная допущенная ошибка может стоить весьма дорого. И после этого неудачного хода все последующие попытки нечто исправить не в состоянии привести к положительному результату. Таковым ошибочным ходом можно считать попытку притязания юной Марии Стюарт на королевский престол Англии. В этой связи Стефан Цвейг приводит очень интересный факт, как одна и та же история благодаря юристам-крючкотворам обретает подобие истины. Одни из них ставят под сомнение законность притязания Елизаветы на престол Генриха VIII, ссылаясь на решение монарха признать её бастардом. Другие - доказывают обратное. При этом каждая из сторон считает себя единственно правой. Как говорится: "у каждого своя Правда". Сам Стефан Цвейг занимает иную позицию, и, предлагает, на мой взгляд, единственно верное решение. Анализировать поступки Марии не с позиций той или иной политической партии, а с точки зрения женской психологии. И на этом поприще Цвейг преуспевает. Его Мария Стюарт предстаёт перед нами обычной женщиной, со всеми своими причудами. В единственном автор непреклонен. Оставаясь на позициях европейского гуманизма он осуждает казнь Марии... Её эшафот - это акт человеконенавистничества, чудовищное преступление:

    "Но что значит все человеческое достоинство и все наследованное и благоприобретенное самообладание перед лицом того чудовищного, что неотъемлемо от всякого убийства! Никогда – и в этом лгут все книги и реляции – казнь человеческого существа не может представлять собой чего-то романтически чистого и возвышенного. Смерть под секирой палача остается в любом случае страшным, омерзительным зрелищем, гнусной бойней. Сперва палач дал промах; первый его удар пришелся не по шее, а глухо стукнул по затылку – сдавленное хрипение, глухие стоны вырываются у страдалицы. Второй удар глубоко рассек шею, фонтаном брызнула кровь. И только третий удар отделил голову от туловища..".

    Делая акцент на жестокости казни Стефан Цвейг уверен в одном. Морально казнь Марии Стюарт нельзя ни простить, ни оправдать. И это стоит признать, каковыми бы высокопарными словами (в частности, о её необходимости для укрепления государственной власти королевы Елизаветы и блага государства) она не оправдывалась...

    53
    825