Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дракула

Брэм Стокер

  • Аватар пользователя
    jeff29 марта 2014 г.

    Из письма Марии М. к NN

    <...>
    На днях прочитала книгу, которую ты давным-давно мне посоветовал – «Дракулу» Брэма Стокера. Произведение так вдохновило и поразило меня, что не могу удержаться описать тебе свои мысли и эмоции во всех подробностях. Но прежде приложу некоторые выдержки из своего дневника.

    26.03
    Сижу на паре, вроде б сложный предмет, экзамен впереди, но не могу оторваться – читаю.

    27.03
    Хм, немного непонятно, кто же в итоге главный герой и куда же клонит автор, но читаю, ибо… интересно, черт возьми!

    28.03
    Быстро я однако… Увлекательно и совсем не затянуто! Теперь я понимаю, почему ты мне посоветовал книгу: подобные романы действительно нужно читать не скажу, что всем, но большинству, поскольку они входят в золотой фонд классики, поражают и удивляют во все времена.

    Теперь перейду непосредственно к анализу (да поможет мне Бог!): помнится, ты просил разъяснить тебе некоторые моменты о героях и композиции с точки зрения науки.

    Произведение называется «Дракула», что должно прямо указывать на главное действующее лицо, однако все дело обстоит несколько иначе. Роман условно делится на несколько частей; первая (главы 1-4) представляет собой дневник Джонатана Харкера – первой жертвы темного графа; именно здесь вампир появляется перед нами во всей красе и является непосредственным участником событий. Оставшийся текст – вторая часть: здесь граф присутствует лишь в качестве упоминаний, зловещих знаков смерти, которые объясняются в финале (волки, пустой корабль с мертвым матросом, новые жертвы вроде Люси). И в итоге ты понимаешь, что заглавие очень точное: да, Дракула не наличествует прямо, непосредственно, но является сюжетной силой, влияющей на ход романа (завязку-развязку, развитие и решение задач), на все перипетии, в которые попадают герои.

    Во время чтения я постоянно старалась поставить себя на место человека 19-20 века, который еще не привык к подобным героям и произведениям. Да, раньше тоже возникали истории о вампирах, но никогда прежде, по моей информации, они не описывались столь подробно. Причем Б. Стокер является в данном случае примерным учеником авторов готики: он не раскрывает карты сразу, не называет Дракулу вампиром, что называется, «в лоб»: лишь подробно описывает его мистическую бледность и ярко-красные губы, невероятную силу; это и усиливает страх, и позволяет читателю строить догадки самостоятельно (как в иных детективах: к слову, расследование Ван Хелсинка и финальная погоня за графом сближают произведение и с данным жанром).

    Пространство романа также выстроено по законам готики. Замок, т.е. изначально защищенный дом, где люди могли укрыться от врага, превращается в средоточие дьявольских сил, тюрьму, из которой во что бы то ни стало необходимо выбраться. Занятно и то, как автор вводит нас в окружающую обстановку: с одной стороны, он описывает ночь, намеренно устрашает читателей расхожими словами вроде «ужас», «рок», «кошмар», «испуганный» и т.д. С другой стороны, он вводит такие бытовые детали, как перечисление блюд, еды, чем намеренно снижает градус повествования или даже смеется над происходящим. Добиться эффекта присутствия, которое усиливает читательские эмоции, автору помогает выбранная форма изложения – перволичный нарратив, т.е. письма и дневники героев; на месте «я» легко представить не столько героя (хотя они и называны: Джонатан Харкер, Мина Харкер, доктор Сьюард), сколько себя самого.

    Прости, что излагаю несколько обрывочно, но ничего не поделаешь, такими уж разрозненными получились выводы. Достаточно давно мне доводилось смотреть экранизацию по мотивам романа – «Ван Хельсинг», где героя играл молодой Хью Джекман, сильный и ловкий охотник за вампирами. Напротив, герой Брэма Стокера – пожилой, умудренный опытом мужчина, который не вступает в рукопашный бой с нечистью, а скорее обезвреживает ее, как сапер. Более того (и это важно) – он является профессором. Мир второй половины 19 века изменился (а вместе с ним и взгляды людей на литературу): теперь уже никто не падал в обморок от одного лишь появления зомби в тексте (как во времена Эдгара По), НТР заставила усомниться в существовании нечисти, а поэтому авторы вводили в текст не просто мужественных воинов, борцов с чудовищами, но ученых, которых обосновывали существование или отсутствие в нашем мире потусторонних сил. Так позже, в 20 веке, появится научная фантастика, авторы которой будут не просто показывать необычные явления, но и растолковывать их.

    И, наконец, опишу деталь, которая меня удивила. Действие начинается в мае, а завершается в ноябре (за исключением эпилога). Увидев дату «1 октября», сразу решила, что, видимо, убивать короля вампиров будут 31 октября, т.е. в Хэллоуин. Но здесь Брэм Стокер, как любой классик, произведения которых нельзя сводить лишь к формулам и готовым клише, не оправдал читательских ожиданий, а поставил точку на числе «5 ноября».

    Надеюсь, не утомила! Буду ждать новых советов от тебя.
    <...>

    12
    77