Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Записки психопата

Венедикт Ерофеев

  • Аватар пользователя
    Аноним7 июля 2023 г.

    Такой чудак этот Ерофеев...

    "...если бы я знал, что у меня в перспективах - обычная человеческая жизнь, я бы давно отравился или повесился..."



    "Такой чудак - этот Ерофеев. Вечно что-то читает, читает... Пьёт ох...льно."


    Дебютное произведение Венедикта Ерофеева, которое увидело свет только в 2000 году спустя 10 лет после смерти автора. Своеобразная проба пера и тренировка писательского мастерства от 17-18-летнего юноши Венедикта.

    Название и манера изложения пародируют известную повесть Н.В. Гоголя "Записки сумасшедшего". Подача ведётся в форме дневника студента, а после исключения, рабочего Венедикта Ерофеева. Дневник охватывает период с 14.10.1956 по 16.11.1957 и относится ко времени учебы Ерофеева на первом курсе филфака МГУ, скандального исключения из университета и работы разнорабочим в строительном управлении. Но не стоит обольщаться - записки эти далеко не автобиографичны. Хотя, читать их, не будучи знакомым с биографией автора и кругом его общения, довольно сложно. Ерофеев всегда слыл выдумщиком, мистификатором и, вообще, бооооольшим оригиналом. Так что принимать за чистую монету эти записки не стоит. Это, скорее, мироощущение человека с тонкой душевной организацией и богатым внутренним (а Ерофеев именно таким и был), вступающего во взрослую жизнь.

    Записки представляют собой адский коктейль мыслей самого различного характера: от переосмысления философских изысканий прошлого о природе человеческого бытия и вопросов религии (это в 1957-м!) до дичайшего алкогольного бреда и плотских утех. Вообще, записки поражают своей чрезмерной эпатажностью, что для конца 50-х не просто смело, а на грани творческого самоубийства. Возможно по этим причинам Ерофеев не спешил давать ход этому произведению даже в перестроечный период. Текст изобилует обсценной лексикой, но она вплетается туда довольно органично, что порой рождаются потрясающие шедевры. Вроде этого:


    "И тем не менее - уйдите!.. Да нет же! Не на х...!.. Просто - уйдите..."


    Много в тексте довольно смелых для того времени размышлений о половом вопросе с неожиданными и откровенными подробностями. Ну и, конечно же, здесь зарождалась уникальная писательская способность Ерофеева - совмещать несовместимое. Эта способность потом во всей красе предстанет в двух главных ерофеевских детищах - поэме "Москва - Петушки" и пьесе "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора". Всегда восхищался этим умением заплести, завертеть, навертеть, нагородить "семь вёрст до небес", навалить и скромно стать в сторонке с ухмылочкой вроде: "Ну-те-ка, и как вам теперь?!" Из таких вот ерофеевских штучек рождаются иногда парадоксальные мысли и выводы. Возможно от того, что Ерофеев был жутко начитанным и слыл среди окружения "ходячей энциклопедией". Вот и крутилась у него в голове вся эта информация и складывалась в такие причудливые комбинации.

    Как знать, пусти Ерофеев свои "Записки" в самиздат или опубликуй их за границей, слава настигла бы его лет на 10 раньше и была бы ещё скандальнее славы "Петушков". Правда, тогда бы уж ему точно головы было не сносить. Возможно ещё и поэтому он не спешил их обнародовать. А так носил бы сейчас гордое звание "отца русского постмодернизма", а такие люди как, скажем, Лимонов или, прости Господи, Сорокин, рассказывали бы, что вышли все они из "Записок" Ерофеева...

    Итог - поклонникам творчества Ерофеева, если ещё не прочли, читать обязательно. Если с Ерофеевым еще не знакомы, то с этой книги точно не стоит начинать его читать.

    10
    461