Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение

Л. Н. Толстой

  • Аватар пользователя
    Аноним7 июля 2023 г.

    Что такое преступление?

    Помню, когда в первый раз прочел, что Толстой, хоть ни в коей мере себя так и не называл, - один из самых видных анархистов в России, я был очень удивлен. И даже не поверил. Но его идеи были изложены достаточно ясно, чтобы понять, что он и правда очень близок к анархистам.

    Например, в неприятнии государственной иерархии, государственной религии и государственного суда. По этим вопросам Толстой высказывался однозначно – нет и не может быть у человека таких прав управления и произвола, которые ему вменяет государственная власть. Государство безнравственно, а потому преступно. Этика и мораль у Толстого строится в основном вокруг христианства, но его трактовка христианства нисколько не похожа на государственную православную религию. Которая была просто продолжением имперской власти.

    В «Воскресении» как раз есть два основных вопроса. Вопрос личного нравственного выбора и вопрос порочности государственной системы наказаний и религии. Толстой показывает, что богатый и образованный класс его времени живет праздно, паразитически, никчемно. За выдуманным блестящим фасадом жизни скрывается отвратительная пустота. Безволие, эгоизм, попустительство. Узкая прослойка людей насилует огромную страну и спускает нажитое в бесконечной браваде самым подлым образом.

    Тот, кто имеет деньги власть, привыкает только брать и командовать, откупаясь от всего света и бога погонами, золотом и притворством. Привыкает к тому, что это нормальный ход вещей. И в своей грязи видит достоинство, в своем варварстве - привилегию, оригинальность и демонстрацию личной мощи. Ряженые клоуны узурпировали блага и на вершине воздвигнутой рабством башни пляшут и бахвалятся с нескончаемым рвением. Молодые люди еще способны видеть во всем этом фальшь, чудовищную несправедливость, но потом привычка, классовая солидарность, одобрение делают свое дело. Они становятся «как все», как презираемые раньше ханжи-старики.

    Не идти на поводу сложно. Потому что сложно себя ограничивать, сложно когда сначала на добродетель думают, что ты просто с придурью, когда в конце концов можно все потерять, если слишком долго плюешь на корпоративные интересы. Но с другой стороны, именно так открывается путь к спасению, настоящей и радостной жизни. Появляется возможность в действительности стать человеком и обретение смысла заменяет потерю декораций. Именно по этому пути прошел главный герой Нехлюдов.

    С другой стороны, показаны бедные люди. Которых несчастное бесправное положение, отсутствие достойных средств на существование ставит в положение безмолвных свидетелей своего незаслуженного унижения. Из этого не может произойти ничего хорошего. Некоторые просто тянут лямку и выживают. Кого-то выбрасывает на обочину – в тюрьму, в публичный дом. Проститутке сложно уйти от навязанного образа жизни и мыслей. Когда человеческое достоинство топчется без остатка, единственное прибежище – закрыть на все глаза. Ожесточиться, стать вещью, получать сколько можешь и не думать ни о чем. Но для любого человека это неестественное положение, так можно существовать, но жить нельзя. Сложно отказаться, но если есть силы и благоприятные обстоятельства – то можно. По этому пути прошла главная героиня – Катюша.

    И вместе с Нехлюдовым они прошли через тюрьмы, каторгу и этапы. Нехлюдов, как внешний наблюдатель. Катюша, как заключенная. В этом тоже есть символизм. Тот, кто рожден патрицием, даже в благородном движении, вдохновлённым желанием помочь чаще всего внешний наблюдатель ужасов. Тот, кто вырос плебеем, должен с в этом ужасе жить.

    Что касается вопроса суда, тюрьмы и наказаний, сложно выразиться более прозрачно, чем Толстой в «Воскресении». Законы, выдуманные кучкой присвоивших власть людей – не законы. Право, исходящее от тех, кто владеет всем – работает только для защиты привилегий. Доходы аристократов от земли более вопиющее воровство, чем воровство рухляди в лавке. Большинство преступников только называются этим именем, по сути преступниками же не являются. Они нужны, чтобы держать основы строя и персонифицировать власть. Те же, кто совершил безусловные преступления, чаще всего доведены до них преступлениями тех, кто поддерживает сложившийся порядок вещей. Суд – жалкая комедия по форме и черная трагедия по содержанию. Тюрьма ничего не может исправить, тюрьма только воспроизводит и ширит преступления. Искусственно создает «неисправимых», войной с которыми государство оправдывает свои репрессии. Тюрьма и суд - колоссальный жестокий бессодержательный спектакль.

    Не менее прозрачно Толстой высказывается о государственном православии. Формальность. Кощунственное надругательство над самой сутью христианства. Варварское идолопоклонство на грани сумасшествия. Застывшая форма без сути. Обрядность без понимания. Страшная сказка, удерживающая скрепы империи. С нескрываемым отвращением Толстой описывает, как священник принимает присягу на Евангелием, где эти присяги запрещены. Как на службе в церкви превращают хлеб в тело, а вино – в кровь Христа, а верующие едят и пьют своего спасителя.

    «Предполагалось, что он съел кусочек тела Бога и выпил глоток его крови. После этого священник отдернул занавеску, отворил середние двери и пригласил желающих тоже поесть тела и крови Бога, находившихся в чашке.»

    Обрядность православной церкви, бездумное следование сложившимся ритуалам глубоко возмущает Толстого. Тем сильнее это проявляется, потому что Толстой был глубоко верующим человеком.

    «Никому из присутствующих не приходило в голову того, что все, совершаемое здесь, было величайшим кощунством и насмешкой над тем самым Христом, именем которого все это делалось. Никому в голову не приходило того, что золоченый крест с эмалевыми медальончиками на концах, который вынес священник и давал целовать людям, был не что иное, как изображение виселицы, на которой был казнен Христос именно за то, что он запретил то самое, что совершалось здесь.»

    Толстого также не вдохновляют военные подвиги соотечественников, армия и война. Война – это преступление, армия – группа тренированных потенциальных убийц, которым дана индульгенция на убийство. Те, кто гонит людей на войну, кто нападает, в желании расширить свои территории и найти личные привилегии - преступник.

    «Он служил на Кавказе, где он получил особенно лестный для него крест за то, что под его предводительством тогда русскими мужиками, обстриженными и одетыми в мундиры и вооруженными ружьями со штыками, было убито более тысячи людей, защищавших свою свободу и свои дома и семьи. Потом он служил в Польше, где тоже заставлял русских крестьян совершать много различных преступлений, за что тоже получил новые ордена и украшения на мундир.»

    Вот о таких вещах написано «Воскресение». И это хорошая книга. В ней много с чем можно не согласиться (положения о смертной казни, заповеди и христианство, как главный источник нравственности), но это не мешает. Толстого в то время отлучили от церкви, да и государственные мужи не сильно его любили. Сейчас бы он мог попасть в тюрьму за оскорбление чувств верующих, дискредитацию армии и экстремизм.

    4
    497