Рецензия на книгу
Женщины в русском освободительном движении
Элеонора Павлюченко
Аноним5 июля 2023 г.Женская революция
Они бросили всё: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой только может быть.Вроде бы тема для меня не нова, читала я и воспоминания декабристок, и биографию Перовской, Фигнер и других революционерок, а сколько неожиданных открытий было в этой небольшой книжке!
Никогда не задумывалась именно над женским вопросом в теме революции, всё-таки на эту тему принято рассуждать не сточки зрения вопроса полов, а с классовой. И всё-таки, почему-то, прочитав, что первооткрывательницами были жёны декабристов, невольно задумываешься, а почему до этого ничего не шевелилось в этом направлении? Тем не менее, Автор утверждает, что ни одно женское революционное движение не могло сравниться с российским в XIX-ХХ вв. Норманнская теория сыпется в который раз прямо на глазах.
О жёнах декабристов здесь не столько новая какая-то информация, сколько свежий взгляд на те события, по крайней мере, для меня. Их отказ от прежней жизни и привилегий – это первый женский революционный шаг, поставивший власть в неловкое положение и обнаживший её самодержавный деспотизм. Примечательно, что среди декабристок были женщины разного социального и материального положения и национальностей.
Следующая глава, посвящённая нигилисткам, пожалуй, оказалась для меня самой насыщенной в плане новой информации. Удивительно, насколько литература влияла на общественное мнение – Некрасов, Тургенев, Чернышевский. Роман «Что делать?» буквально подсказывал идеи, отвечая на вопрос в названии книги. Кружки «без выпивки», женские коммуны, подражание главной героине – Вере Павловне. И не удивительно, что данное течение имело перекосы. Находились барышни, которые поддавшись модному течению, копировали только внешние черты, не поняв, о чём это всё. Они-то и являлись предметом карикатур и памфлетов. Приверженки «казарменного коммунизма» же уходили в другую крайность, отказавшись от замужества или вступая в фиктивные браки, они отрицали значение брака как таковое, а любовь и вовсе считали баловством.
Уместно здесь затрагивание Автором темы сторонников консерватизма. Конечно же, не обошлось без нашего дорогого Фёдора Михайловича. О том, что его роман «Бесы» написан на заказ, я знала, но вот то, что образ Сони Мармеладовой – это также пародия на эмансипированную женщину, я задумалась, только при чтении этой книги.
С сегодняшней современной точки зрения совершенно дико читать о реакции царской власти на желание женщин учиться в университетах и сдавать экзамены. Власть всячески пыталась женщин «задвинуть», обрывая возможности то реформами гимназий, то территориальными ограничениями образования, то и вовсе отменой женских курсов, которые и так открывались на добровольных началах. Небезызвестная Наденька Крупская вот так и попала под их отмену и ей пришлось ждать несколько лет вновь открывшейся возможности.
Из книги выписала для себя несколько художественных произведений, упоминающихся в тексте для дальнейшего ознакомления.
Книга порадовала во всех отношениях - не только новой информацией, но и темами для размышления. Нет здесь модного феминистического перегиба, всё выдержано в нужных тонах. Всем интересующимся темами революции, «вхождения в народ» или просто народной организации для совершения добрых дел читать непременно. 5 из5.
05:2767820