Рецензия на книгу
Крысиный король
Чайна Мьевилль
Elei_Ruari26 марта 2014 г.Последние три дня у меня проходят преимущественно в горизонтальном положении, а тумбочку захватили и выстроили ровные ряды баррикад лекарства. Ни то, чтобы я этого не ждала после нервов прошлой недели, но на солнце и ветер за окном смотреть тоскливо. Зато я вернулась к своим книгам, запрятав в темный угол хрестоматии по журналистике.
Обычно я, кстати, в таком состоянии поглощаю сериалы. Но тут все сериалы мне надоели. А "Крысиный король" так и лежал недочитанным еще с начала месяца. Книжка вроде как легкая, решила я. Мозг не загрузит.
И честно говоря, в этот ряд я бы предпочла ошибиться, но увы...– Все, что ты оставляешь, – все это ненастоящее. Все главные улицы, парадные гостиные и так далее, одна мишура. Это только пыль, это ненастоящий город. Ты попал сюда через черный ход. Я привел тебя ночью, перед рассветом. Ты пока только увидел, но еще не прикоснулся к настоящему городу. Ну вот, теперь ты можешь сделать это. Выбор за тобой, и, что бы ты ни выбрал, теперь это твоя земля, твой путь, твое убежище, Сол. Это Лондон…
Чайна Мьевиль
Крысиный КорольНет, это хорошая книга. Не какой-то там глупый ширпотреб. Но прочитав столько рецензий на Мьевиля, я ждала чего-то потрясающего, оригинального, незабываемого. Мрачно? С кучей нелицеприятных подробностей? Ой, да ладно! Я привыкла под кровищу в кино завтракать и слушать рассказы об уроках анатомии в медицинском. Этим меня не смутить. А вот снова погрузиться в яркий мир обратной стороны города мне очень хотелось. Тем более мне хотелось получить вдохновение для своего собственного проекта по Городским Легендам. Но под обложкой скрывалась совершенно обычная, местами даже скучная история.
Нет, Мьевиль пишет хорошо. Это не "Темное сердце Лондона", что прошлой весной я даже дочитать не смогла, так глупо там все было. Но это и не Нил Гейман. Образам Мьевиля не хватает глубины, интереса, многогранности Геймановских. У него все слишком поверхностно подано. Визуально при первом знакомстве герой хорош. Но в развитии своем он пуст. Даже отсылки к поэме о Крысолове Браунинга ни спасают положения.
Не хватает и масштаба и этой самой глубины всей истории. Огромный Лондон вдруг сжался до нескольких человек. Если у Геймана мир изнанки шумит, кричит на разные голоса. Везде пестрит жизнь, и разные сообщества, и разные существа мелькают на страницах книг. То у Мьевиля все очень бедно, не смело. Робкие мазки. Как такого обратного мира нет. Он слишком слаб и мал, чтобы противостоять огромному реальному Лондону. И он теряется за ним. Растворяется в нем.Признаться, если бы не образ Крысолова я бы вообще не стала дочитывать книгу. Но меня слишком манила эта идея сочетания современной электронной музыки и голосов живых инструментов. Скрипки или, как здесь, флейты. Нечто похожее должно было появиться у меня в продолжении "Одиночества дорог", и именно таким я и хотела бы сделать своего Крысолова в проекте. Вот только сумасшедшим маньяком я бы делать его не хотела. Опять-таки слишком грубо, слишком просто. Даже маньяк может быть изящным и манящим образом.
Конечно, мозг периодически пытался провести параллели с аполлоническим и дионисийским началом. И думаю, они действительно здесь есть. Только красота и порядок Аполлона-Крысолова доводится до абсурда и становится иррациональной идеей умалишенного, а первобытный диониский хаос орды крыс вдруг стремится к покою и справедливости. И это уже интересно. Но, впрочем, я же и говорю, что книга не глупая и не пустая, ей только немного не хватает сложности образов.Он слышал звуки всего Лондона сразу. И когда он вслушивался, звуки распадались на составляющие: шум машин, людские разговоры, музыку. Казалось, музыка была повсюду, вокруг него и внизу, и из сотен разных ритмов, из полифонии был соткан гобелен. Башни города были антеннами, они улавливали нити музыки и свивали вместе, натягивая их вокруг Сола. А он был центром, острием, крючком, на который наматывалась музыка. Она становилась громче и громче: рэп и классика, соул и хаус, техно и опера, фолк и джаз и джангл, всегда джангл, основа всей музыки в конечном счете – бас и барабаны.
Чайна Мьевиль
Крысиный КорольА вот что у Мьевиля действительно хорошо вышло – это описания музыки. Ее очень много в книге. Она звучит, рвется со страниц. Ей пропитаны строчки. Она главный ритм всего повествования. Да, я не фанат джангла (я вообще три дня назад впервые это слово узнала!) и драм-эн-бейса в целом. Из предложенных Википедией и упоминавшихся в книге диджеев мне понравились только Omni Trio.
Но Мьевиль буквально заставляет тебя услышать музыку. И ему для этого не нужно прикладывать записи треков и создавать мультимедиа проект. Ты читаешь, и мелодия Наташи рождается у тебя в голове. И в бас и в ритм барабанов вплетается голос флейты.
Город ветра, огромный мегаполис, разрушенный и покинутый, стоял, объятый хаосом, пока над ним не пронеслось цунами, пока торнадо флейты не очистило улицы, насмешливо подражая печальным людским голосам и выдувая их, как перекати-поле; теперь город был такой же покинутый, но очищенный от мусора. Даже в радиопомехи не врывались больше голоса, звук стал совершенно необитаем. Бульвары, парки, предместья и центр города были покорены, завоеваны, захвачены ветром. Они стали собственностью ветра.
Чайна Мьевиль
Крысиный КорольМне очень нравится это связь города и музыки. Наверное, так звучит мой собственный город. Эти ассоциации близки моему восприятию и потому так отзываются в душе и цепляют. И я бы хотела научиться сама так описывать мелодию, чтобы пробуждать ее из текста, оживлять ее в голове читателя, пусть в моих мыслях и играет совсем иная музыка.
Подводя же итог... Мне жаль, что я не прочла "Крысиного короля" пару-тройку лет назад. До Геймана, до Чарльзя де Линта он бы гораздо больше зацепил меня. А не стал бы их бледной тенью. А еще... пожалуй, я бы все-таки хотела увидеть экранизацию. Как книге истории многого не хватает, а вот фильм из нее бы вышел чудесный. Красивый визуально и наполненный отличной музыкой. И тогда кто-то из диджеев написал бы Наташин трек и его можно было бы не представлять, а только щелкнуть мышкой... и оказаться в городе ветра.
715