Рецензия на книгу
Саламбо
Гюстав Флобер
Mal25 марта 2014 г."Карфаген виделся Флоберу безликим мифом...
Из аннотации к роману
Саламбо - это миф. Прекрасная и леденящая кровь история об одной из самых загадочных, прославленных в литературе и находящейся на слуху цивилизации Древнего Мира. Мы ничего не знаем о Карфагене, кроме реконструкции его внешнего вида. Мы доподлинно знаем, что Карфаген воевал с Римом в трех Пунических Войнах и был буквально стерт с лица земли, даже землю, на которой стоял город, посыпали солью. Пуническое наречие было забыто, римляне уничтожили все артефакты древней цивилизации и по сей день, Карфаген - это миф, плод воображения, рожденный слухами и легендами. Саламбо - это миф о мифе.На мой взгляд, Флобер поставил перед собой амбициозную задачу - воссоздать быт и обычаи города на тех известных историкам осколках, воссоздать так, чтобы не потерять читательский интерес и донести свои взгляды на эпоху. Не мне судить, справился он или нет, но "Саламбо" завораживает, пленяет и не отпускает. В ней в равных пропорция мешается правда и вымысел, легенды и факты.
Флобер взял наиболее известный период истории Карфагена - его войны с наемниками и посмотрел на него с литературной точки зрения. Он ввел в свою историю о Карфагене историю любви дочери карфагенского суффета Гамальикара и начальника наемников Мато. Саламбо - это история о смерти и страсти - в одной сюжетной линии торжествует Молох Всепожиратель, в другой богиня любви - Танит. Смерть и страсть, спор мужского и женского - это Саламбо. Жестокость только зарождающейся цивилизации - это Саламбо.
В романе потрясающе достоверно описывается совершенно иная для нас культура древнего мира со своей моралью и этикой. Я не видела ничего подобного в других исторических романах. Флобер уловил нюансы эпохи и подает их невзначай так, что больно-больно бьет по мозгам и долго не отпускает: отрубленные хоботы слонов, истощенные рабы, жертвоприношения детей, убийства громко лающих собак, как проявление крайней жестокости. Боги очень удачно вплетены в повествование, в романе нет мистики в истинном понимании этого слова и боги не реальней, чем в нынешней день, но их присутствие ощущается на каждой странице - похищение священного Заимфа вызывает упадок духа у армии и ведет к разгрому, по воле Танит Саламбо вынуждена отдаться Мато. Боги и их желания - это психология древнего мира и Флобер это очень тонко уловил и показал.Как мы все знаем, не смотря на победу над наемниками, не смотря на упорство и самоотверженность Карфаген все-таки пал и был уничтожен полностью. Мы крайне мало знаем о его цивилизации, печально мало известно о пуническом наречии и почти ничего нельзя сказать о жизни этого прославленного города. Можно было бы написать много громких слов, что читая "Саламбо" можно представить, как оно было, но это неправда. "Саламбо" - это один из вариантов мифического Карфагена. "Саламбо" - это одна из вариации мифа о том городе, о той эпохе, об исчезнувшей цивилизации. "Саламбо" - это прекраснейший роман о великом городе, который стоит прочитать, чтобы поразиться красотой, жестокостью, наивностью и грандиозностью совершенно иной цивилизации.
11382