Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Преступление и наказание

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним1 июля 2023 г.

    Проникновенная и самобытная книга, непохожая на остальную классику

    «Преступление и наказание» прочитал буквально несколько недель назад, потому впечатления от книги всё ещё сильны. Начну с того, что с произведениями Фёдора Михайловича я познакомился около полутора года назад. Для знакомства выбрал тогда повесть «Белые ночи», которую прочитал за день, и она меня ничем зацепить не сумела. Да, слог автора, персонажи и сама атмосфера Петербурга были просто прекрасны, но вот самой историей Мечтателя, чей участью было вечное одиночество, проникнуться почему-то не смог. Таким образом о Фёдоре Михайловиче я забыл на добрый год с лишком.

    И вот, в мае этого года, после окончания девятого класса всё-таки решился попытаться вновь проникнуться творчеством Достоевского, в этот раз через его большую прозу. Должен сказать, что именно это произведение окончательно и бесповоротно влюбило меня в книги Фёдора Михайловича.

    Сюжет, пожалуй, известен всем, но он тут играет далеко не главенствующую роль. Бесспорно, сюжет так же является жемчужиной романа, но главными жемчужинами здесь, по моему мнению, являются невероятно реалистично прописанные персонажи и глубокий психологизм, копание в уме Раскольникова и других персонажей.

    Персонажи написаны настолько хорошо, что порою кажется, будто Фёдор Михайлович писал о настоящих людях, а не о выдуманных героях. Читая произведения русской литературы, невольно привыкаешь к простым, однобоким, "двумерным" персонажам. Исключением из этого правила является, пожалуй, Григорий Печорин. Однако герои Достоевского — это не только трёхмерные и выпуклые, но и реальные люди, к которым по-настоящему привязываешься и которым искренне сопереживаешь. Скажу более, только в этом романе я сопереживал персонажу настолько, что даже плакал, когда тот умирал.

    Раскрывать персонажей автору помогают их мысли, самокопания и сны. Сны — это отдельный плюс: они позволяют заглянуть в самые недры героя, в строй души, в подсознание, позволяя раскрыть новые грани персонажа, о которых он сам никогда не задумывался.

    Одно из других многочисленных достоинств — атмосфера Петербурга. Вся эта нищета, вся разруха, жёлтые до отвращения тона города, зной и копоть — всё это морально давит как на читателя, так и на самих героев. Правильно заметил Свидригайлов, что Петербург — город полусумасшедших. Город сковывает людей, испытывает их души на прочность. Петербург — один из главных героев.

    Помимо этого, «Преступление и наказание» поднимает огромное количество разнообразных вопросов: имеет ли человек право убивать ради благой цели, делятся ли люди на «тварей дрожащих» и «право имеющих» и т.д.

    Отдельно хочу отметить психологические дуэли Порфирия Петровича с Родей, за которыми безумно интересно наблюдать и которые написаны так хорошо, что действуют будто не на самого Родиона, а на тебя самого.

    Пожалуй, любимыми мои сценами за весь роман являются чтение библейского сюжета о воскрешении Лазаря, раскрытие Порфирием Раскольникова ( — Как кто убил?.. - переговорил он, точно не веря ушам своим, — да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с... ") и попытка прилюдного признания, когда Родион по наставлению Сони падает на колени посреди Сенной площади.

    Этот роман — история перерождения человеческой души, которое, согласно Фёдору Михайловичу, возможно только через страдания.

    Тем не менее, по моим подозрениям, эта книга единственная у Фёдора Михайловича, которая заканчивается на более или менее положительной ноте, так как Родя встаёт на правильный путь с возможностью полного искупления... Далее, полагаю, жизнеутверждающих концовок не будет (уже успел себе проспойлерить финал «Идиота»)...

    Одним словом, «Преступление и наказание» — моя любовь, ещё ни одна книга не влияла на меня так, как повлияла она. Благодаря такой удачной второй попытке знакомства с Фёдором Михайловичем, с нетерпением желаю прочитать и другие его произведения.

    3
    136