Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Аноним21 июня 2023 г.

    Когда начинала читать роман, то думала, что делаю это скорее для галочки, ведь такое важное произведение в мировой литературе. Думала, что и так все о нем уже знаю, отзывы читаны, обзоры смотрены. Чем тут можно удивить? Из названия все и так ясно. Все и так знают, что главная героиня - Ребекка, что она хитрая, ловкая и на протяжении всей книги мы будем следить за тем, как она пробивает себе путь в жизни. Мы все и так прекрасно знаем, что автор будет высмеивать и осуждать образ жизни людей из высшего общества, людей суетных,  их снобизм, лицемерие, жадность и эгоистичность. Но это все верхушка, этого всего мало, чтобы рассказать, о чем книга! Удивительно, как отзывы, в которых изо всех щелей лезет Ребекка повлияли на мое предвзятое отношение к ней.

    На протяжении всей книги нам конечно будут встречаться именно такие герои, какие были описаны выше. Но как насчет "положительных героев"? Сам автор говорил, что в его книге нет героя однозначно положительного, что высмеиваются и порицаются абсолютно все. Тогда как же Эмилия? Маленькая, добрая Эмилия. Кроткая, послушная, терпеливая. Она всегда на все согласна, уровню ее самоотверженности можно только позавидовать. Ее хочется обнять и пожалеть.  Равно как и хочется дать ей оплеуху и закричать "Эй, проснись!". Даже такой казалось бы "идеал" женщины осуждается Теккереем. И вот тут начинаются интересные рассуждения о женских судьбах, о несправедливом обращении с женщинами, о их рабском положении в обществе. Чего чего, а уж феминистичных высказываний я тут точно не ждала увидеть.


    Мы обращаемся как турки,с чувствами наших женщин, да еще требуем, чтобы они признавали за нами такое право. Мы позволяем их телам разгуливать довольно свободно, их улыбки, локончики и розовые шляпки заменяют им покрывала и чадры. Но душу их дозволено видеть только одному единственному мужчине, а они и рады повиноваться и соглашаются сидеть дома не хуже рабынь, прислуживая нам и выполняя всю черную работу.

    К слову, чтобы понять, что представляла из себя Эмилия можно прочитать и следующий отрывок:


    Я не знаю ничего трогательнее такого боязливого самоунижения женщины. Как она твердит, что это она виновата, а не мужчина! Как принимает всю вину на себя! Как домогается примерного наказания за преступления, которых она не совершала,  и упорно выгораживает истинного виновника! Жесточайшие обиды наносят женщинам те, кто больше всего видит от них ласки; это прирожденные трусы и тираны, и они терзают тех, кто всех смиреннее им подчиняется.


    Всех смиреннее. Вот что на самом деле кроется за добротой и приветливостью Эмилии. Смирение с судьбой. Внутренняя пустота и ограниченность. Она вроде взрослеет, выходит замуж, рожает ребенка. Жизнь преподносит ей столько трудностей! Но она не становиться ни мудрее, ни опытнее. Плывет по течению, натыкаясь на камни. И бьется и бьется о них, и терпит и терпит. Она как маленькая дворовая собачка, которую все пинают, в которую все плюют, а она все равно виляет перед ними хвостиком. Сама по себе, для себя самой, она ничего не значит и ценность свою видит только в служении другим. И казалось бы автор жалеет ее, описывая все то бедственное положение, в котором находятся женщины. И все же среди всех них  только Эмилия такая аморфная, не обладающая словно бы ни граммом самоуважения. И автор дает понять, что никакой это не идеал, что Эмилия, несмотря на все положительные качества, женщина пустая, зацикленная на своем внутреннем мире.

    Жалко выглядят ее самобичевания по поводу мужа, подруги.


    Во время прогулок и обедов Бекки, разумеется, совершенно затмевала бедную Эмми, которая робко сидела, не произнося ни слова <.....>.В душе у Эмми шевелилось предчувствие чего-то недоброго со стороны подруги.

    И как вы думаете, высказала ли она хоть раз свое недовольство поведением Ребекки? Однако же высказала, когда ее запинали настолько, что сил терпеть уже не было. Но знали бы вы, насколько раньше следовало это сделать!

    Вот так и получается, что женская судьба несправедлива, что удел женский Теккерея задевает, что он им сочувствует. Но вот к Эмилии сочувствие у меня так и не проснулось, а ближе к концу, когда становится ясно виден ее эгоизм, так и вовсе персонаж стал раздражающим.

    Что же касается Ребекки... Она произвела на меня ровно такое же впечатление, как на всех персонажей в книге. Везде, где бы она не появилась, начинает Ребекка, как говорится, за здравие, а заканчивает за упокой. Первое впечатление всегда крайне положительное. Все восхищаются ее остроумием, умением держать себя, ее обаянием. Всем Ребекка кажется добропорядочной, воспитанной, образованной дамой, и, несмотря на свое низкое общественное положение, она определенно умеет преподнести себя в правильном  свете. Но только лишь преподнести. Она, может быть, искусно заговаривает зубы и пускает пыль в глаза, но стратег из нее не вышел, ибо весь роман она скачет по одним и тем же граблям. А попутно ломает и крушит все на своем пути.

    Если поначалу я Ребеккой восхищалась. Какая Ребекка умная, продуманная, реалистка, но в то же время неунывающая оптимистка, не то, что эта Эмилия, витающая в розовых облаках, то под конец книги уже начало подташнивать. Как и герои книги, мы потихоньку начинаем видеть, что же кроется на самом деле за этой маской. А кроется там жестокость, даже к самым близким людям(!), за оптимизмом кроется всего навсего равнодушие к окружающим. Зачем же падать духом, когда и так ясно, что так или иначе, по головам, обманув еще какого-нибудь беднягу, но она выкарабкается и плевать, какие разрушения оставит после себя.


    Вот каким способом Кроули сняли дом, не заплатив ни гроша. Ибо хотя Реглсу приходилось уплачивать сборы и налоги, проценты по закладной собрату дворецкому, взносы по страхованию своей жизни и за детей в школу, а так же тратиться на съестные припасы и напитки <...> и хотя бедняга совершенно разорился от такого ведения дел и дети его оказались на выброшенными на улицу, а сам он доведен был до Флитской тюрьмы, - но ведь должен же кто-то платить за джентльменов, которые живут неизвестно на что <...>

    И виной такому стечению обстоятельств именно Ребекка. Поэтому я абсолютно не понимаю людей, которые восхищаются этой героиней. Считают ее пробивной и целеустремленной. Я считаю ее всего навсего злобной, одинокой, не знающей ни что такое любовь, ни что такое эмпатия к ближнему.

    Есть еще конечно и мужские персонажи, но они как будто существую в книге не как личности, отдельные герои, а служат сопровождением для героинь.

    Джордж Осборн, наверное, один из самых мерзких персонажей. Его судьба в книге выглядит примерно как "Пришел в чужой дом, поел, попил, нагадил и удалился восвояси". Человек он самовлюбленный, уверенный в своей неотразимости, искренне верующий, что ему все должны. Воспринимает любовь в свою сторону как нечто не то чтобы само собой разумеющееся,а даже неизбежное, ведь кто же не влюбится в такого великолепного мужчину, как он. Едва ли он лучше той же Ребекки. Отличие лишь в том, что она делает гадости осознанно, понимая, что сделала плохо, только вот совесть не играет, а Джордж как будто даже не понимает, что сделал плохо, ему все можно. Для него вся жизнь шутка, игра. И ладно бы он играл со своей жизнью, но он играет и с чужой.

    И вот как свет в конце тоннеля брезжит Доббин. Ну хоть он, хоть он то должен быть положительным героем! Как минимум, он приближен к этому. Вся жизнь Доббина была посвящена одному единственному человеку. Преданность, верность, помощь и поддержка на протяжении долгих лет - ну ведь в конце то концов должно быть за это вознаграждение! И вот тут я не поняла. Автор как будто осуждает объект любви Доббина, за то, что та якобы неспособна оценить такую долгую привязанность, такое высокое чувство. И Доббин обижен, что его возлюбленная не дает ему желаемого! Ему невдомек, что если женщина тебя не любит, то она тебя не любит! И за все те годы, что ты потратил, мечтая о том, что когда-нибудь она поймет и оценит, снизойдет до тебя, можно винить только себя самого. Но нет, виновата конечно женщина, и это чувство вины он ей, такой легко поддающейся чужому влиянию, насаживает очень легко, хотя скорее всего и неосознанно.

    Вот и получается у нас квартет из внешне таких приличных героев, а копнуть глубже, и каждый внутри с какой-то гнильцой. Вообще автору прекрасно удается прописывать тонкости человеческих взаимоотношений, показать все стороны человеческой души, и хорошие и плохие, копнуть глубже и понять, из чего же человек состоит, в чем его суть, почему он ведет себя так, а не иначе. Поэтому Ярмарку Тщеславия интересно читать скорее не как роман о распущенной британской буржуазии, а как просто роман о людях, о их взаимоотношениях, чувствах.

    Закончить отзыв хочется еще одной цитатой из книги.


    Трудно сказать, сколько тщеславия кроется в наших самых горячих чувствах к ближним и как эгоистична наша любовь! Старик Осборн не раздумывал над смешной природой своих ощущений и над тем, как боролись в нем отцовское чувство и эгоизм. Он твердо верил, что все, что он делает, правильно <...> и, подобно жалу осы или змеи, его злобная, ядовитая ненависть обрушивалась на все, что стояло на его дороге. Он и ненавистью своей гордился. Всегда быть правым, всегда идти напролом, ни в чем не сомневаясь, - разве не с помощью этих великих качеств тупость управляет миром?

    Старик Осборн не задумывался, а вот я задумалась. И все думаю, думаю. И бесконечно можно анализировать поведение и поступки каждого героя, но


    Давайте, дети, сложим кукол и закроем ящик, ибо наше представление окончено.
    12
    703