Рецензия на книгу
Как создаются шедевры
Максим Сергеев
Аноним17 июня 2023 г.Что объединяет все великие книги?
Автор книги Максим Сергеев - театральный режиссер и частый гость на ютюб-канале Ирины Щегловой (канал посвящен литературному мастерству). Всегда с интересом слушала его лекции и, конечно же, не могла пропустить эту книгу.
В ней большое внимание уделяется драматургии, построению сюжетов, тому, как создаются завязка, кульминация и финал. И все это на примере таких известных романов, как "Война и мир", "Преступление и наказание", "Идиот", "Мастер и Маргарита", "Три товарища", "Властелин колец", "Гарри Поттер и философский камень" и других.
Например, один из методов построения сюжета заключается в том, что сперва создается... финал. То есть сюжет продумывается, начиная с конца, и вот для чего это делается:
Первое, что вы создаете, – финал. И, создав финал, вы создаете ситуацию, которая может привести к этому финалу, и ситуацию, из которой можно прийти к этому финалу. То есть вы создаете исходное событие, или завязку.Для чего же это нужно?
Вам важно показать, насколько изменился ваш герой. Создав финал, вы уже знаете, каким ваш герой стал, и теперь вам надо протянуть ниточку к исходному состоянию героя – каким герой был.И только после того, как созданы финал и завязка, продумывается кульминация:
У вас уже есть две ключевые точки: завязка и финал. С чего все началось, и к чему все должно прийти. И вам остается создать кульминацию/главное событие – то есть объяснить читателю, какое событие настолько повлияло на вашего героя, что его заставило перевернуть всю свою жизнь.Все логично и оправдано. Читая это, понимаешь, что все великие произведения создавались похожим образом. Творцы детально продумывали сюжеты, прорабатывали структуру. Невозможно представить, чтобы Достоевский решил: "Напишу-ка что-то шедевральное", сел и без особого труда выдал "Идиота".
Мифы о вдохновении и каких-то музах вредны. Глупо надеяться на то, что идея снизойдет Сверху.
Все шедевры мировой литературы - это результат детального планирования и кропотливой проработки, работы блестящей авторской мысли. Все эти книги объединяет то, что в них нет случайных персонажей и событий - все работает на идею.
В книге масса полезной информации, ее хочется растащить на цитаты.
На помощь приходит главный вопрос писателя: ЗАЧЕМ? Как только вы придумали какого-то персонажа или событие, спросите себя – зачем? Как они влияют на сквозное действие, на развитие основного конфликта?Что касается языка:
Первое, на что обращает внимание читатель, – язык, которым написано художественное произведение. Вы должны захватить читателя с первых фраз.
Сегодня, к сожалению, уже нельзя писать языком Толстого и Достоевского – и тот и другой писали достаточно тяжело. Современному человеку приходится полностью перестраивать собственное восприятие для того, чтобы проникнуться всей глубиной и красотой классиков. Начинающему писателю рассчитывать на такое внимание не приходится.
Сегодня надо писать пластичным и легким языком, который будет легко ложиться на перегруженный мозг современного читателя.И еще один хороший совет:
Используйте намеки и художественную деталь – мощнейшее оружие в руках писателя. Давая намек, вы заставляете работать воображение читателя, делая его соавтором вашего произведения.Книга достойна внимания и подойдет как начинающим писателям, так и тем, у кого уже есть какой-то опыт. Каждый подчерпнет для себя что-то полезное.
24372