Рецензия на книгу
Fahrenheit 451
Ray Bradbury
Аноним16 марта 2014 г.Роман «451 градус по Фаренгейту» считается интеллектуальным, и всякий, кто желает прослыть эрудитом, должен его прочесть. Именно на это очень «прозрачно» намекала моя преподавательница по литературе. Вот я и купилась. Как оказалось, зря.
Предлагаю начать по порядку. Итак, мир, который Брэдбери явил нам во всей красе, удивил своей незавершенностью, своей несостоятельностью и практически отсутствующей идеологией. Конечно, если взять с миру по нитке, а из разных частей книги по паре-тройке пространных объяснений, с большим трудом выуженных из диалогов персонажей, то, вероятно, какое-то более или менее приличное представление о том, что происходит сложится, но это мало что прояснит, так как возникших вопросов будет гораздо больше.Допустим, я поверила в то, что люди предпочли «родственников» живому общению, что книги были признаны ненужными и сменились на интерактивное телевидение, но я не видела причины, по которой нынешнее положение должно было устраивать абсолютно всех. Далее: почему в этом мире люди могли убивать друг друга совершенно безнаказанно? Значит, поэзия у нас запрещена, потому что она причиняет ужасные страдания, а убийства нет? Это что еще за такой парадокс?
Вот взять, например, разных авторов-утопистов вроде Хаксли, Замятина и Оруэлла: насколько их государства выверены, продуманы и тщательно разжеваны. В отличие от данной утопии описанные там система и строй общества хотя бы логичны.
В фантазиях Брэдбери мы такой связи не наблюдаем. Такое чувство, что он хотел сказать что-то очень важное, передать некое послание будущим поколениям, но его идея так и осталась в латентном состоянии. Произведение смахивает больше на черновик, чем на готовую вещь.Следующий момент: почему главному герою, этому дотошному Монтэгу, вдруг взбрело в голову, что то, чем он занимается, плохо? И вроде бы нам дан ответ: после сожжения старухи. НО! Как мы помним, сомнения у него стали возникать еще в самом начале книги, а после знакомства с Клариссой они только усилились. Википедия пишет, что «Главный герой романа, «пожарный» Гай Монтэг, знакомится с семнадцатилетней девушкой Клариссой Маклеллан и начинает понимать, что возможна иная жизнь.» Но человек, который беспрекословно служил своему делу и отдал ему столько лет, не может вдруг ни с того ни с сего изменить свои взгляды из-за такого пустяка, как общение с незнакомкой. И ладно бы он еще в нее влюбился, как в Эквилибриуме. Но даже о его отношении к ней мы практически ничего не знаем. Он дорожил ею? Она для него была просто мимолетным увлечением, другом, окном в другой мир? Почему он вообще стал к ней прислушиваться?
Я все время ждала, что мне расскажут историю Гая, расскажут, что побудило его спрятать книги в вентиляции еще в самом начале романа. Что за «другой» человек жил в нем, когда он приходил домой и встречал свою поверхностную жену? Откуда взялось это «раздвоение» ?
Я ожидала краткого экскурса в его прошлое, но что я получила? По сути, мне никто не объяснил, отчего с виду нормальный, здоровый, пользующийся авторитетом в обществе, имеющий семью и пригодный для проживания доход мужик вдруг бросает свою прежнюю жизнь и начинает делать необъяснимые глупости, подставляя друзей и попутно руша будущее человечества?Единственный луч в окошке- это сюжет. Не затянутый, динамичный, иногда даже захватывающий, но опять же: всего много и сразу. Война в конце просто добила своей "уместностью". События развиваются все быстрее, одна неприятность сменяется другой, а ты ни в зуб ногой. Это как смотреть триллер с середины: вроде бы интересно, но надо потратить время, чтоб догадаться, кто там хороший, кто плохой, и в чем, собственно, состоит интрига. А когда фильм заканчивается, ты смотришь на черный экран и думаешь: «Это что, все? И что это было?»
Посему: В голове – пусто, как у Милдред.18113