Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Убить Бобрыкина

Александра Николаенко

  • Аватар пользователя
    Аноним16 июня 2023 г.

    Две мамы Саши Шишина

    О книге Александры Николаенко часто пишут как о ритмически сложной и логически непонятной.
    Принято считать, что в судьбе главного героя кто-то виноват. А ещё, что он — Саша Шишин — сумасшедший, чокнутый поток сознания, болезненно фиксированный на предмете своей любви.

    Виноваты в его сумасшествии мама, Таня, Бобрыкин, продавщица в хозяйственном, отражение в окне, считают читатели и гадают, убит ли Бобрыкин, жива ли Бобрыкина; примеряют на себя то роль Саши Шишина, то роль его мамы. Есть в этой истории кое-что на поверхности, о чём хочу сказать я, тронутая умиранием Саши Шишина, который будто до последней страницы жил вопреки.

    Читайте, что хочу сказать

    Мир Саши состоит из запретов. Нельзя это. И то нельзя. И вот то ты не так. И это не туда. Его так воспитывает мама, мама одна ей нужно помогать. Что надо сделать Саша делает, и запреты мамины обходит, потому что как именно делать мама не научила, а запреты (например, читать надписи на заборе) создают в Сашиной душе пустоту.

Мир Саши состоит из волшебной красоты. Красивая осень, клюква в сахаре на варежке, во дворе — целый мир, можно куда угодно отправиться, Таня покажет, что можно и как можно. И она своей детской игрой воспитывает Сашу: помогает чувствовать мир, радоваться, быть смелым. С ней Сашин мир вырастает, становится больше, растёт, не касаясь маминых запретов. Сашина пустота заполняется, он живёт.

    Вот такая воспитательная женская модель, в которой и кроется проблема. Мама запрещает, Таня придумывает что-то новое. Мама запрещает. Таня придумывает. И так по кругу до бесконечности, пока колесо не начинает ломаться, и Саша не начинает нарушать запреты (а вместе с этим — выдумывать себе мир как Таня выдумывает). И это бы дальше пошло, закрепилось бы, только вот Таня ушла с Боборыкиным, и Саша с тех пор топчется на месте.

    Вот был бы у Саши папа, говорят читатели. Ну да, тут прячется огромный, важный для понимания Саши штамп: у Саши папа от мамы ушёл, потому и понеслось воспитание куда-то не в ту сторону. Поэтому у него воспитательная модель корявая, про это ключ в одной из последних глав есть. И потому Саша, конечно, хочет убить Бобрыкина. Скорее даже не убить — убрать, вычеркнуть из Таниной жизни, тот ведь сам уйдёт, обязательно уйдет, только так может быть в Сашиной картине мира. А когда Бобрыкин уйдёт, Таня снова Саше покажет, как жить, всему его научит. А мама скажет, чего нельзя. Будет гармония, будет Саша расти. Таня учит жить, а мама — выживать.

    Недаром у Саши в один момент и Таня уходит, и мама умирает. Недаром он, теряя их сразу вместе двух, бьётся в агонии.


    В таком смысле история Саши Шишина всем нам выпуклый пример, как можно из чувственного мальчика не воспитать ничего, не дать ему ничего, а тот будет как-то худо жить с чем есть, погружая себя в навязчивые мысли. Будет несепарированным, нереальзованным и про него потом читатели напишут, будто он сумасшедший.

    И мало кто подумает, какой из Саши Шишина мог получится герой, писатель, художник. Мог вырасти заботливый и чуткий парень; искренний, открытый, не думающий постоянно, как заполнить пустоту внутри себя. Саша, может, научился бы даже любить и стал бы сильнее, круче, счастливее. Только вот не срослось, нет выхода из переплёта, в котором он барахтается.

    Вот про то, как из конкретной ситуации, из уникальной жизненной модели, которую Саша Николаенко описала, не выбраться ни за что, только если умереть, этот тест и написан.

Книгу стоит читать, если вы искушённый читатель и увлекаетесь конструкциями человеческой психики.
Книгу не стоит читать, если вы любите, когда ответы на вопросы лежат на поверхности.

    Александра Николаенко - Убить Бобрыкина, или История одного убийства

    null

    10
    381