Рецензия на книгу
Овод
Этель Лилиан Войнич
Аноним15 марта 2014 г.Ничуть не удивлена, что советская молодежь так любила эту книгу. Но, вопреки мнению уважаемого автора – слышала, что Войнич адресовала книгу старшей аудитории – и предназначена она скорее для юношества. Так что важно не просто прочитать ее, а прочитать в нужное время. А иначе, может статься, впечатление будет уже не то.
Я не стану касаться освященной в романе темы революционной борьбы: она не относится к числу моих любимых хотя бы потому, что я давно перестала ее идеализировать (как говорил Терри Пратчетт: «Если люди собираются вместе, чтобы поговорить о свободе, равенстве и братстве, ничем хорошим это не кончится»). Зато тема религиозных поисков выглядит гораздо привлекательней – история человека, столкнувшегося с нечестностью церковных иерархов и разочаровавшегося в вере вплоть до желания начисто уничтожить любую религию, могла бы быть крайне интересной (особенно если добавить в нее глубокий конфликт между отцом и сыном). Могла бы. Если бы была описана чуть глубже простого и довольно поверхностного, как мне показалось, юношеского разочарования. Увы, обида главного героя на отца (и на бога до кучи) выглядит откровенно детской. Максимализм понятен и простителен юноше, но когда взрослый мужчина по прошествии стольких лет продолжает активно страдать из-за того же самого, это уже печально. Тоже повод для сочувствия, конечно, но уже немного по другому поводу – сомневаюсь, что автор имела ввиду именно это.
Та же самая беда с обидой на Джемму – только еще смешнее и нелепей.
Да что там, сам выбор, который он предоставил отцу (и весь этот диалог от первого и до последнего слова), отнюдь не свидетельствует о зрелости героя. Он много чего пережил и ухитрился совершенно ничему не научиться, зациклившись на детских обидках. Феноменально.
Лично мне действительно сложно сочувствовать Оводу. Бесспорно, люди вообще мастера мучить и себя, и ближних. И то, что часто они сами виноваты во всех своих бедах, не делает их страдания несущественными или неискренними. Однако Овод не просто страдает по собственной вине (ни отец, не сказавший ему правду, ни Джемма, неверно истолковавшая его собственные слова, не виноваты в его злоключениях – только собственная горячность), он активно перекладывает ее на окружающих, обвиняя в своих страданиях всех вокруг, кроме себя самого и отталкивая всех, кто хотел помочь (и мучает заодно еще и их) – так что после этого стенания о том, как он глубоко несчастен, просто невозможно воспринимать серьезно. Тому, кто хочет мучиться, делать этого, конечно, не запретишь – но на то, чтобы постоянно жалеть его, мне сентиментальности не хватило.
И при всем при том книга не плохая, нет. Просто она из разряда тех, которые действительно стоит читать в юности: даром ее в свое время довольно прохладно приняла английская публика и так пылко возлюбила российская молодежь.
1766