Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кристофер Клин и два короля

А. Рихтер

  • Аватар пользователя
    Аноним13 июня 2023 г.

    Очаровательная Картошка, он же Человек-Катастрофа

    «Кристофер Клин и два короля» – писательский дебют Александрии Рихтер. Небольшая по объёму, с яркой обложкой, представляющей главных героев всей будущей серии, книга ассоциируется с детской литературой, подходящей для младшего и среднего школьного возраста. Однако детская литература хороша как раз тем, что для неё никогда нельзя стать слишком взрослым.
    В центре сюжета юный Кристофер Клин, живущий на Краю Света и готовящийся идти в Академию для обучения рыцарскому ремеслу. Он отправляется «путём первых рыцарей», то есть пешком, и в дороге знакомится с Саймоном, ещё одним персонажем. Попав вместе в передрягу, они всё-таки доходят до Академии, где будет развиваться часть событий первой книги. Кристофер и Саймон знакомятся с Мартой и Гилбертом - они, конечно, также станут частью будущих произведений. Вместе герои проходят обучение, знакомятся с основными дисциплинами и преподавателями. Кристофер быстро погружается в активную жизнь, каждый день узнавая что-то новое об окружающем мире и о своих друзьях. Завершается история героическим поступком компании, раскрытием пары тайн и получением ещё нескольких в довесок.
    Первая часть серии (кстати, на количество книг автор намекает в тексте), на мой взгляд, похожа на один большой пролог. В принципе, это логично: вводятся основные герои и антогонисты, намечается расстановка сил, указываются важные детали. Это как объяснить правила игры и провести пробный раунд – самое близкое определение, которое я могу дать. Однако роман не выглядит «пустым»: главные герои и даже несколько второстепенных раскрыты достаточно для первой книги, если учитывать продолжение и, соответственно, развитие каждого персонажа. У некоторых есть вполне явная мотивация, и я уже предвкушаю развитие их характеров.
    Кристофер Клин не является типичным «избранным» героем. Да, в его образе присутствуют некоторые клише: он сирота, не знает своего происхождения – при этом кажется, что все вокруг в курсе его истинной личности, – обладает невероятной силой, но… Умным, ловким и в итоге «самым лучшим» он не оказывается. Я не зря его прозвала Очаровательной Картошкой и Человеком-Катастрофой: Кристофер словно воплощение всех тех неловких, угловатых подростков, которые хотят быть заметными и крутыми, но не могут, потому что не обладают такими качествами. И эта угловатость и «невезучесть» заметнее на фоне Саймона Винда, первого друга Кристофера. Саймон в моих глазах – чистейшее воплощение «везунчика», идеального подростка из идеальной семьи, при взгляде на которого возникает вопрос: «Ну как можно быть таким крутым?». Но лишь при взгляде, потому что при ближайшем рассмотрении у Саймона оказывается ещё и «соответствующий» характер: эгоцентричный, эгоистичный, самовлюблённый и склонный к самолюбованию, привыкший к восхищению и постоянному вниманию, он очень быстро вызывает раздражение своим поведением и отношением к Кристоферу, Марте и Гилберту.
    Не менее интересными являются Марта и Гилберт. Их образы также не лишены клише, но они отображают то, что хотел бы увидеть юный читатель. Марта – воплощение смелой, сильной девочки, способной справляться не просто не хуже или наравне с мальчиками, но и лучше них. Постоянное молчаливое противостояние Марты стереотипам, высказываемым старшим поколением, и насмешкам со стороны сверстников напомнило мне о промоакции 2014 года «Как девчонка». Именно так на Марту смотрит компания новых друзей Саймона, не ожидая от неё многого. Но героиня стоически пытается показать, что она может быть рыцарем и не обязана соответствовать чужим ожиданиям, ходить в платье и быть такой, какой «положено настоящей даме». Она рыцарь и доказывает это в кульминации первой книги.
    Гилберт воплощает в себе образ любителя книг, заучки, который много знает, всегда найдёт решение к любой загадке и на вопрос об источнике ответит фразой «Я прочитал». Быть может, он не так непринуждённо, как Марта, переносит насмешки над собой, но своего выбора – пути книжного рыцаря – не стыдится. Его сила в знаниях и умении работать с информацией. В конце концов, кто владеет информацией, тот владеет миром!
    Оба этих персонажа показывают нам, что быть такими не стыдно, а вполне нормально. Более того, сохранять верность своим стремлениям и интересам, если они не вредят окружающим, нужно. Наконец, такие друзья – смелая Марта и начитанный Гилберт – хорошо уравновешивают любопытного, но неловкого Кристофера, временами не способного о себе позаботиться.
    Ещё одним интересным моментом является «конфликт со старшими братьями». Эта проблема всплывает в книге не единожды: и у Саймона, и у Марты с ними не лучшие отношения. Деталь забавная, но в то же время реалистичная, потому что у многих читателей наверняка есть старшие братья, с которыми отношения складываются сложно и проблематично. Даже если автор изначально над этим не задумывалась, получилась в итоге интересная «пасхалка».
    Несмотря на то, что «Кристофер Клин» структурой и некоторыми сюжетными ходами напоминает «Гарри Поттера», это сравнение не идёт «в минус». Всё-таки и Джоан Роулинг в своё время взяла лучшее из фэнтезийных традиций от Дж. Р. Р. Толкина, К.С. Льюиса и У. Ле Гуин, с которой её потом не раз сравнивали. Все основные фэнтезийные приёмы уже давно придуманы, а мифы и сказки не бесконечны, совсем обойтись без повторений невозможно. Произведения о магических школах будут неизбежно сравнивать между собой и с наиболее известным в этом жанре, как будут сравнивать романы о вампирах, мифологические ретеллинги и «робинзонады». «Кристофер Клин и два короля» достойно выдерживает сравнение благодаря чётко описанному и продуманному миру, интересной идее и героям. Живые, неидеальные, они близки и понятны читателю, который может себя найти в одном или сразу нескольких персонажах.
    «Кристофер Клин и два короля» является одним из лучших произведений в своей возрастной аудитории и жанре, что я прочитала за последнее время. Писать для детей и подростков гораздо сложнее, потому что нужно рассказать просто и понятно о сложных материях. Получилось ли это у Александрии Рихтер? Да. Простой язык может даже показаться скучным тем, кто любит более сложный и витиеватый стиль, сюжетные ходы – предсказуемыми для поднаторевших в фэнтези. Однако для основной аудитории роман будет интересным и поучительным. Надеюсь, что с взрослением главных героев, с их ростом и развитием будет меняться и сам стиль: усложнится язык, появится больше психологизма и рефлексии, чтобы читатели могли расти вместе со своими любимыми героями.

    Содержит спойлеры
    7
    562