Рецензия на книгу
Особенная Тень
Лия Арден
Аноним9 июня 2023 г.Слабый ромфант, мимикрирующий под нечто большее.
Наконец, решилась рассказать о своём опыте прочтения «Мары и Морок» Лии Арден. Я читала данную книгу чуть позже основной хайповой волны: так происходит почти со всеми популярными историями — беру их спустя некоторое время. Сегодня речь пойдет об основной дилогии без приквела: когда его прочту, то сделаю отдельный отзыв, а сейчас намерена поговорить именно об истории центрального персонажа — Агаты. Я прочла две книги за три дня; могла и быстрее, если бы вторая часть не была разочаровывающей.
Бралась за чтение, ничего не зная о сюжете, но вам дам небольшую затравочку. Главную героиню — Агату — в своё время убили, но она вдруг открывает глаза и понимает, что её достали из могилы спустя двести лет. Девушку потревожили для того, чтобы сделать участницей политических игр сильных мира сего в новой для неё эпохе. До смерти она была Марой — служительницей богини, умеющей видеть нити жизни. Агату воскрешают по желанию принца одного государства. Делает это Морок — очень могущественное магическое существо. Равносильное Маре, которой является наша Агата.Говоря в целом, это сюжетно неплохая история, но здесь очень много всяких «но». Во-первых, автор не создала что-то оригинальное: книга — совокупность всевозможных клише. Я подходила к этой серии, наслушавшись отзывов о неожиданных поворотах... А оказалось, что здесь все настолько очевидно и прозрачно — ну невозможно не догадаться. Даже не особо большой опыт чтения подобных вещей даст вам возможность щёлкать как орешки то, что автор вроде бы пытался скрыть. Личность Морока ясна сразу: я даже не уверена до конца, что это задумывалось как интрига. В самом конце, когда пересекается граница, а Морок бросает правду в лицо... Для меня произошедшее не было «вау-эффектом», а скорее: «ну ок, пускай так». Возможно, помимо этого многие читатели удивлялись тайне прошлого, но я с первой полсотни страниц поняла, в чем суть: там же была такая простая подсказка от автора, упоминаемая не один раз. Как по мне, можно было все завуалировать получше: эти два и два сложить — слишком просто. Цвет волос так бросается в глаза, что сложно не заметить. Самая главная тайна истории понятна изначально... По итогу: движущая сила сюжета для меня была никакущей в плане интриг и тайн.
Если говорить конкретно о первой книге, она мне понравилась больше. История идёт очень динамично, и поэтому не сильно обращаешь внимание на уровень писательского мастерства. Когда же я взялась за вторую часть, то стало сильно бросаться в глаза, что на самом деле автор ужасно пишет. При никаком сюжете сравнила бы её слог с худшими сетевыми писательницами в жанре ромфант. У меня есть чёрный список авторов, которых я не могу читать, и Лия Арден в некотором роде недалеко от них ушла. Было очень заметно, как коряво звучат некоторые предложения, деепричастные обороты, слова расположены в неправильном порядке, много лишних повторов. Всё это понемножку копилось и раздражало; обычно не обращаю внимания на подобное, но раз зацепило, значит, здесь уже перебор.
Помимо всего прочего, всё происходящее мне виделось как плохая смесь книг Авеярд и Маас. Если бы я писала янг адалт, он был бы схожим — не особо профессионально написанной историей за авторством вдохновленного фаната жанра.
Начав читать, вспомнила: в отзывах говорили про славянский фольклор... Я, может быть, что-то не понимаю, но у нас теперь фольклор заключается в использовании русских имён, вставлении где-то по тексту слов «леший» и «колядки»? Здесь нет никакой атмосферы славянского фэнтези — ручаюсь. Тут в принципе непонятно, какое это фэнтези — мир не особо прописан, однако стоит отметить: не придираясь, обращать внимание не будете. Если не рассматривать «Мару…» как серьёзную работу в жанре, то в таком случае это не минус.Теперь про вторую часть дилогии. Именно в ней я обратила внимание на слабый авторский слог: возможно, потому, что книга начала казаться затянутой ввиду отсутствия динамичного сюжета.
Агата половину второй части ничего не делает: наблюдаем повседневность в исполнении корявого языка. Однако начался полнейший провал — я думала, обойдемся одной главой, но таких было несколько, — когда Лия Арден начала писать от лица Морока, изобразив это как краткий пересказ. По идее, если пишешь от лица другого персонажа, то ты хочешь придать ему индивидуальности, прописать поглубже и сделать более многогранным, меняешь стиль. Здесь не произошло ничего из этого. Идея была в том, чтобы просто заставить девчонок поплыть: мы читаем, как он переживает за Мару, любит ее, но подано происходящее так примитивно, что лучше бы этих глав не было вовсе.С другой стороны, я получила определенную порцию удовольствия от прочтения, так что я не считаю «Мару…» ужасным творением, нет. Но как же интересен феномен того, что именно эта серия в своё время бомбанула. Какие-то намного более классные вещи теряются на просторах жанра, а Лия Арден без всяких связей издалась внесерийно с классными обложками — большая удача.
Пляски с бубном вокруг «Мары и Морока» мне не ясны: типичный средний ромфант, мимикрирующий под что-то большее, и не более того.
Мне, наверное, сильнее всего нравилось наблюдать за романтической линией: логично, раз уж все тайны тут как на ладони. Во время прочтения второй части возникало чувство, что и самому автору скучно писать или он устал. В ней окончательно слили одного из главных персонажей: из него сделали глупца, который до злодея не дотягивает, и непонятно, чего же он вообще хочет. Картонный получился герой: нужно, чтобы его все ненавидели; он вставляет палки в колеса, но делает это без особой мотивации — выглядит глупо. И если в первой книге были задатки на ромфант с хорошей политической линией, то во второй части не осталась и намека на это… Очень любительский уровень, а ведь это не первый цикл автора.Несмотря на все вышесказанное, моя оценка более-менее положительная. Все минусы возникли ввиду разочарования от завышенных ожиданий, ибо на каждом углу натыкалась на восторженные отзывы.
Идеальная серия для начала читательского пути — лет с одиннадцати и старше. В этом возрасте Лия Арден сможет удивить и, возможно, привить любовь к внеклассному чтению, если ее не было.
Самое интересное в цикле, по моему мнению, это флешбеки в первой книге. Автор, возможно, тогда ещё была вдохновлена и писала с большим энтузиазмом. Мне казалось, что я нашла потенциально крутое фэнтези, но по сути это слабый ромфант. Главным героям может быть весело или грустно, а описано это так сухо, что тебе становится всё равно.
В общем, в моменте читалось бодро и живо, вторая часть более скучна. В читательский кризис не ввело и хорошо.
Моя оценка — 6 из 10.13555