Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девушка с татуировкой дракона

Стиг Ларссон

  • Аватар пользователя
    Аноним11 марта 2014 г.

    Я не тормоз, а очень медленный газ.

    Давно схлынула волна безумного интереса, отгремели бои на поприще вкусовых ценностей литературных фломастеров, из памяти начали стираться экранизации. А я вот только взялась за чтение. И чуть не умерла со скуки.

    Возможно, стоит списать такую реакцию на то, что я всего год назад смотрела немецко-датскую экранизацию, а потому, забыв почти все детали расследования преступления, помнила, кто там по сюжету главный злодей, а кто невинная овечка. А еще прекрасно помнила, что фильм держал в напряжении от начала и до конца, а иногда и вовсе заставлял забыть, как дышать. Вот уж где был триллер, так триллер! В книге же с этим все очень непросто: ровно до середины я упорно боролась с зевками, пытаясь не заснуть прямо посреди очередного бесконечного диалога, в рамках которых Ларссон и раскрывает добрую половину сюжета, при том, что они весьма отдаленно связаны с детективной составляющей книги, заявленной как основной. Шутка ли: за 200 страниц в электронном варианте мелькает всего полстранички, являющимися зацепкой к поискам Харриет. Все остальное – биографии двух ключевых персонажей, по форме представления больше похожие на досье какой-нибудь гос. службы, предыстория войны Блумквиста и Веннерстрёма, а также весьма трагичная и слегка шокирующая история взаимоотношений Лисбет и ее опекуна.

    Сама детективная часть тоже мало впечатляет. По моему строгому имхо, детектив называется хорошим исключительно в том случае, когда у читателя в руках есть все нити для раскрытия дела, а автор все равно умудряется озадачить разгадкой. У Ларссона же с этим беда бедой: у нас в руках три-четыре ниточки, а в это время персонажи носятся с мотками пряжи, время от времени радуя каким-нибудь очередным фактом из машины. Интересно ли наблюдать за тем, как на не видимой тебе фотографии находят какие-то невидимые странности, являющиеся ключом к разгадке тайны? Мне – не особо. Добавить к этому вышеупомянутые диалоги, которым нет конца, не редкое повторение одной и той же информации для, видимо, совсем не внимательного читателя, и накрывается медным тазом не только детективная линия, но и триллер как таковой. Мнение о соплежуйности финала, который, опять же, возвращается к войне Блумквиста и Веннерстрёма, я лучше и вовсе оставлю при себе.

    При всем этом, Ларссон заложил в основу повествования серьезные темы: семейное насилие, насилие над женщинами, слабую защищенность ограниченно дееспособных граждан и граждан других государств, приехавших работать, финансовые махинации. Из этого набора вышло бы чудесное журналистское расследование (форма подачи материала меня постоянно наводила на мысль, что я уже читаю это расследование вместо романа), ну, или хотя бы две отдельные книги. А так – кони, люди, маньяки и банкиры свалены в одну кучу, и ощущение от произведения не «ух ты, что я прочел!», а «е-мое, что я прочел?!».

    P.S. у меня смутное ощущение, что синдромом Аспергера в Швеции страдает неприлично высокий процент населения, настолько часто этот диагноз напрямую озвучивают в произведении или исподволь намекают, что имеет место некая его форма. Ну, или мне просто настолько часто попадаются книги/фильмы, где этот синдром фигурирует, что я его на всякий случай подозреваю просто у всех.

    14
    78