Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой храм

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним11 марта 2014 г.

    Сюжет романа можно описать тремя словами: методичное духовное самоубийство. У юноши по имени Мидзогути нет друзей – у него довольно отталкивающая внешность, и он сильно заикается. Родители отдают его послушником в древний буддийский храм Рокуондзи. Мидзогути прилежно выполняет свои обязанности, поступает в университет. Но в душе его с давних пор таится разрушающая сила, которая в конце концов толкает юного послушника на безумство – он сжигает Золотой Храм.
    Мидзогути проходит путь от человека, мечтающего о Прекрасном, до человека, уничтожающего Прекрасное. Ему не нужна известность, его не интересуют никакие аспекты ценности одного из великих памятников культуры – но он мечтает преобразить мир. И выбирает именно такой путь – превратить мир, в котором есть Золотой Храм, в мир, где его нет. При этом нужно учесть, что Золотой Храм для него – символ Красоты вообще, воплощение вселенского Прекрасного, что делает его затею ещё более страшной.
    Мисима проводит читателя по мыслям и чувствам героя шаг за шагом, последовательно раскрывая всё, что влияет на принятие послушником рокового решения. Если бы не столь тщательное раскрытие, Мидзогути можно было бы счесть всего лишь безумцем и забыть о нём. Но мы видим, откуда и как он пришёл по линии времени к поджогу Храма. Мы знаем все обстоятельства, мысли и чувства, и мы героя понимаем. Возможно, если бы не было в этой цепи хоть одного из звеньев – врождённого заикания, насмешки Уико, смерти Цурукава или интереса к Мидзогути со стороны Касиваги – и не было бы трагического финала…
    Однако наш герой не особенно сопротивляется водовороту обстоятельств, напротив, с удовольствием ныряет поглубже. Со смертью Цурукава уже ничто не мешало Мидзогути в этом. Он ищет исступлённо возможность зла – и преуспевает в поисках. Некоторые исследователи видят в этом стремлении «демоническое» влияние Касиваги, но я в этом сомневаюсь. Подобные мысли зародились у героя задолго до поступления в послушники, не то что знакомства с Касиваги. Тот лишь подтолкнул приятеля, даже сам не подозревая об этом – а с остальным Мидзогути прекрасно справится сам. Как это ни странно для мрачного острого творчества Мисимы, мне кажется, скорее «светлый» Цурукава имел на героя большее влияние, чем Касиваги.
    Кульминационной точкой романа становится момент, когда к нему приходит мысль уничтожить Храм. До этого шанс всё же выйти к «свету», понять и принять вечную Красоту, у Мидзогути был – недаром Прекрасное имело на него столь большое влияние. Мы имеем дело с человеком нервным и чутким, с обострённым восприятием. Такого человека не может оставить равнодушным Прекрасное никоим образом, поэтому всё зависит исключительно от выбора героя. Он мог, вполне мог изменить свой взгляд на жизнь, на Красоту, тем более с помощью Цурукава, который, сам того не подозревая, "переводил темные думы и чувства на свой светлый язык". Но Цурукава гибнет - и Мидзогути склонился в сторону зла.
    Охлаждение отношений с учителем, настоятелем храма, поставило окончательную точку в этом выборе. И послушник отправляется поджигать святыню. При этом он по-прежнему жаждет понять Прекрасное, оказаться на одном уровне с Золотым Храмом, который воспринимает как живое в некотором роде существо, но не поднявшись к нему, а опустив Храм до себя. Пламя и смерть должны уравнять их, и тогда он достигнет своей мечты. Даже не столько просто достигнет, а подчинит её.
    Однако жажда жизни оказалась сильнее, что и неудивительно. Выбрав неверную сторону, герой неизбежно ослабляет себя, и уже не может перешагнуть страх смерти. Он вырывается из горящего Храма, живой и относительно невредимый – но Прекрасное гибнет, и вместе с ним сгорают остатки души послушника. «Можно жить без Красоты», - говорит Юкио Мисима финалом романа, но… у того существа, которое спокойно закуривает, глядя на пожар, и говорит себе «Ещё поживём», внутри только пепел. И страшно даже подумать, каким стал бы его следующий шаг, не скованный никакими моральными и человеческими устоями.
    Стиль романа великолепен – Мисима использует яркие, оригинальные образы, метафоры и сравнения, и его по-японски безупречным, отточенным стилем наслаждаешься от первого до последнего слова. Благодаря этому так легко понимать мотивы и стремления Мидзогути, благодаря этому центральная идея романа разит подобно ножу.
    Роман недаром признан классическим в японской литературе, он действительно прекрасен и совершенен, как силуэт Золотого Храма – но не в пример тому страшен настолько, что у меня не поднимается рука его рекомендовать.

    2
    30