Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Поцелуй по-эльфийски

Юлия Журавлева

  • Аватар пользователя
    Аноним6 июня 2023 г.

    Пятачок, неси ружьё!..

    В недавно прочитанной книге Евгении Пельтек "Пишите — не пишите" я столкнулась с понятием "библиотерапия" и наконец поняла, какая именно блажь не выпускает меня из объятий ромфанта и фантастики. Оказывается, через путешествия на неизведанные планеты и знакомства с другими расами я мысленно смирялась с необходимостью переезда в другой город. "Если уж у героев книг получилось избороздить просторы новых вселенных, полетать на драконах и победить космических пиратов, то взять себя и вещи, погрузить в транспорт, а затем выложить в новом помещении не составит тебе, Линочка, совсем никакого труда!"

    Ну да, ага, хмыкнуло на эту тираду подсознание и продолжило искать валидол для души и неделю спустя. В этот раз оно зацепилось за такие слова в одном из отзывов на Литресе:


    "чудесная, милая... теплая, нежная, просто замечательная <история>! От нее осталось такое послевкусие, что не передать словами".

    Два было, три было, семь и девять было Оборотни были: и волки, и кошки, и драконы; маги и инквизиторы всех мастей — тоже, а вот эльфов ещё не встречали — наполнилось восторгом подсознание — в самый раз, Линуш, погнали!

    И вроде бы да — бессознательная часть меня довольна, книга отвечает всем её потребностям в психологическом комфорте:
    1) предсказуемый финал и отсутствие "стекла";
    2) любовь, в которой есть и дружеское тепло, и обжигающая страсть;
    3) победы: над злом, предубеждениями, завистью, ревностью и даже немного над собой.

    А вот сознательная часть меня скорее расстроена. Потому что очень уж беззубым получился "Поцелуй по-эльфийски". Все углы сглажены, конфликты обозначены, но будут решены походя, почти что сами собой. Автор играет в Чехова и наполняет создаваемый им мир ружьями, но не добивается того самого эффекта. У классика ружья работают как часы — их выстрел точен и происходит в нужный момент. Это и не ружья Бондарчука, которые просто развешены по стенам, как в музее, и не выполняют свои прямые обязанности. Ружья Юлии Журавлевой работают по принципам Пятачка — бабахают пробкой на веревочке. Выстрел произведен, но вот был ли в этом смысл?..

    Приведу примеры.

    Главная героиня, Лета, выполняет абсурдное и на первый взгляд абсолютно безопасное задание — целует незнакомца на балу. Проигрыш грозил месяцем выполнения домашки для одногруппников, выигрыш — лишь недоумением и неудовольствием "осчастливленного". Но поцелуй при луне оказывается свадебным обрядом, а новобрачные совсем недавно были эльфом, собиравшемся принять обет безбрачия, и девушкой, помолвленной с другим.

    Уже здесь — три героя, чей жизненный путь свернул с намеченной тропы. Но завязавшийся конфликт тут же решается: оказывается, поцелуй это нечто вроде подачи заявления в ЗАГС, а уж будет ли потом церемония — целиком зависит от молодоженов. Всё может без усилий вернуться на круги своя.

    Девушку просят потянуть резину родственники эльфа-жениха — не хотят они принять выбор сына, внуков требуют. Конечно, не от невестки-человека, просто стоит Лете прожить с Дьеном год, его в монахи больше не возьмут, а потом, может, вообще к мирской жизни привыкнет и семью нормальную заведет. Мотивация ушлых эльфов понятна, а вот Лете-то это зачем? А они дадут ей панацею для её больного отца, которую нигде кроме как у высокородных эльфов не получить. И девушка соглашается — что ей испорченная жизнь какого-то мальчишки-эльфа, родной отец куда важнее, а с бывшим женихом потом договорится.

    И это безрассудное решение может стать основой для внутреннего конфликта — когда до Леты дойдет, что какой-то там эльф тоже живой и имеет право на чувства; когда она осознает, что стоило посоветоваться с родителями, прежде чем ставить одну жизнь выше другой; когда поймет, что совершила предательство по отношению к бывшему жениху, решившему бороться за невесту, с которой был связан договором с малых лет.

    Но нет. Конфликт проходит как дым сквозь пальцы — Дьену у людей нравится, нечего за него горевать; родители поймут и предпримут верные шаги сами; а жених окажется настолько плохим человеком в глазах Леты, что неожиданный разрыв и к лучшему.

    И так постоянно. Вот Дьен всю жизнь мечтал стать монахом — защитником Древа, главного источника жизни в эльфийских лесах. Но вдруг он видит губы, которые теперь имеет право целовать — и все, "спасибо за судьбу, Древо, а тебя защитит кто-нибудь другой". Здесь должен был быть конфликт между годами практики, убеждениями, подсознательным презрением к людям в принципе — и новой жизнью, которая началась вопреки его желаниям. Я не отменяю того факта, что ему мог понравиться такой поворот — но не прошло и пары месяцев, как он переобулся в воздухе, выбросив все, что впитывал в себя на протяжении 36 лет эльфийской юности.

    Ещё есть намечавшийся конфликт с родителями невесты. Отец Леты 15 лет назад был серьезно ранен на войне и полностью лишен магии — и винит он в этом нерасторопных союзников-эльфов, не пришедших на помощь вовремя. А потому у него помимо очевидных поводов для возмущения ситуацией:
    1) дочь оказалась замужем за кем попало, а он не одобрял этого черта;
    2) она этого не хотела, и теперь девочку нужно вызволять;
    3) это замужество грозит разбирательством с родителями жениха, договор с которым они заключили много лет назад;
    есть и ещё один мотив — личный: жених принадлежит к расе, не достойной доверия.

    Лета просит Дьена не говорить с отцом о той войне, иначе наладить взаимоотношения не получится. Дьен тогда был слишком мал, чтобы принимать участие в войне (20 лет по эльфийским меркам — малыш), но ему все равно не верится в вероломство соплеменников. И когда на семейном ужине отец Леты таки касается этой темы, Дьен... ничего не говорит, как послушный мальчик. Потом партия с тестем в бильярд, через неделю — алкогольные шахматы под девизом "Ты меня увжшь??"... И всё, зять становится сыном. Дьен, конечно, молодец, он и увжает, и в любви к Лете признался искренне. Но разве можно так быстро забыть о всех предубеждениях и сложностях, связанных с этим браком? Монтекки с Капулетти были просто те ещё психи и параноики, а может, у них просто бильярда с алко-шахматами не было.

    Может, тогда автор на контрасте разовьет конфликт Дьена с его собственным отцом? Между ними в начале аж искры летали: по мнению бати существует лишь два мнения: его и неправильное; а Дьена, судя по всему, настолько это достало, что свалить — не к монахам, так к людям — кажется ему идеальным выходом. Вечная классика, но и тут автор упрощает до максимума. Вернувшись в леса, Дьен просто снимает собственный дом (наверное, до женитьбы 36-летний эльф так не мог, эмансипацию же не прошел), а потом его жена-человек вообще рожает чистокровного эльфа — настолько, что даже дедушка приезжает к счастливым родителям признавать внука и свои ошибки.

    Есть ещё зачатки конфликта в отношениях Леты и Зака, её друга и одногруппника. Сразу после неожиданной свадьбы тот признается девушке в любви, но не торопит её, соглашаясь ждать до окончания всего этого цирка. И на протяжении всей книги даже не напоминает об этом, оставаясь другом Леты и становясь другом для Дьена. Пока девушка в поисках информации о своем бракосочетании не узнает, что Зак подстроил все это. И он провернул почти что гениальную многоходовочку, если по пунктам:

    1) любимая женщина помолвлена с другим, и по сторонам совсем не смотрит;
    2) чтобы получить шанс, нужно разорвать помолвку;
    3) жениха подставить не получится (он умный и сильный), значит, надо подставить Лету;
    4) в школу прибывает делегация эльфов, а у них какие-то специфичные свадебные традиции;
    5) для эльфийского брака нужен всего лишь поцелуй при луне;
    6) эльфы сидят по своим комнатам, как сычи, но на бал обязательно придут — и в этот день будет полнолуние;
    7) под видом обычного студенческого задания-шутки предложить поцеловать эльфа;
    8) подстроить так, чтобы жребий обязательно выпал Лете;
    9) насладиться тем, что бракосочетание произошло;
    10) признаться в своих чувствах и намекнуть, что он примет девушку даже как разведенку;
    11) дать Лете увидеть, как её бывший с особой жестокостью избивает мужа, чтобы вызвать её отвращение;
    12) ...постоянно быть рядом с Летой, чтобы увидеть, как постепенно зарождаются их (с мужем) чувства...

    Блин, ну как так! Он же все продумал!

    Если серьезно, то в плане миллион пунктов, которые могли пойти не так, и если бы не очевидный "перст судьбы", все обязательно пошло бы не так. Не проще ли было самому начать ухаживать за Летой, вызвать жениха на поединок, получить по первое число (просто летин бывший — старший и лучший) — эффект получился бы тот же самый, только без привлечения ни в чем не повинного эльфа! Она бы и жестокость увидела, и заботу к избитому проявила, и чувства бы его наконец оценила.

    Но нет. Лета было разочаровывается в друге, но тут бац! — война. А на поле боя уже не до сантиментов, и потом она просто прощает пацана, потому что благодаря его, прости Господи, плану обрела любовь.

    Странно также наблюдать за бывшим героини, Стивеном Бланом. Зак говорит Лете, что если бы не эта ситуация, она бы так и не увидела его истинного лица. Меня удивляет, как Стив мог это лицо так хорошо прятать? Блан — лучший боевой маг академии, а они там буквально как черти сражаются, с огоньком и лазаретом для проигравшего (у их преподавателя принцип "Лучше вас убьет здесь, чем на войне. А здесь не убьет, так и там выживете"). И если он был уж так особенно жесток, что ему недостаточно было постоянного сброса напряжения в боевых условиях, то это должно было прорываться и в обычной жизни. Ревностью, например; его Лета постоянно ходит в компании 3 парней-одногруппников. Но этого не было. И после того избиения Дьена Стив перестал приставать к Лете с вопросами, пока с ним снова не переговорил Зак.

    "Особая жестокость, которая так и стоит перед глазами" не позволит Лете даже помыслить о возвращении к жениху уже после всего произошедшего. А ведь она сначала его предала (пусть и не специально), затем так и не объяснила ему ситуацию (позволив злым языкам накрутить пацана), а потом и вовсе обиделась, когда он принятыми в академии боевых магов методами попытался объяснить мужу своей невесты, на кого он покусился. Я не отменяю того факта, что Стив переборщил и поступил некрасиво, избивая лежачего — но! Он вызвал Дьена на поединок, и тот вызов принял. И лишь в процессе эльф! решил! навесить на Стива роль палача и судьи, чтобы тем самым наказать! себя! как плохого защитника Древа.

    Бывший Леты во всем этом цирке — разменная монета, кукла с пудовыми кулаками, ставшая пешкой в политических играх. Он просто хотел доказать, что нельзя приходить и брать чужое — и надоказывался до ссылки и угрозы запечатывания магических способностей. Наверное, от большой любви к Лете? Неа, уже после окончания войны, видя счастливую девушку в объятиях мужа, он "все понимает" и уходит в закат. Вот он, был конфликт, и его уже нет.

    Есть здесь ещё второстепенные герои, за развитием чувств которых нам предлагает последить автор. Это лучшая подруга Леты, Николь, первая красотка курса, и Кайлус, их общий друг, сильный и красивый мужчина. Вот вроде бы нравятся ребята друг другу, это всем видно, им бы жить-поживать да добра наживать... Но Кайлус, как и Лета когда-то, уже давно помолвлен с другой. Он даже приходит с официальной невестой на бал к королю, знакомит девушку с друзьями — она оказывается очень приятной и милой — а потом началась война. Уже после её окончания Лета, отвлекшись на экскурсию по эльфийскому дому мужа, возвращается в лагерь и застает там милующуюся парочку. Как так — спрашивает Лета подругу, — ведь раньше ты не позволяла себе отношения без будущего? А, да он разорвал помолвку, я прост не говорила тебе — отвечает Ники. И всё, хэппи-энд.

    Всю книгу автор нагнетала: мы смотрели, как грустно Ники, которая не может быть с любимым, как ей тяжело смотреть на счастливую подругу, как начинает трещать дружба, в которой стало слишком много недружеских настроений. Совсем по краю сознания, но все же заметны были и настроения Кайлуса, связанного по рукам и ногам договором. И после вот этого вот просто "нет больше помолвки", да? Пятачок, неси ружье...

    Все внутренние конфликты слиты, вместо них — внешние  пришельцы. Напоминают немцев из "О чем говорят мужчины" — помогают героям в решении их личных проблем. Они помирили и заставили сотрудничать расы 15 лет назад, они же будут"котом Леопольдом" для младшего поколения защитников. Самое смешное в этой ситуации, что это вторжение действительно воспринимается автором как некая функция, сюжетный элемент, а не как мотивированные действия живых существ. Об этом говорят слова персонажей:


    — Тоже нервничаешь? — спросил у меня Льюр, видя, как я напряженно вглядываюсь в темноту. — Да брось. Мы куда лучше подготовлены, чем в прошлый раз.
    — Есть проблемка, — Вира, наша вторая девушка, сидевшая с другой стороны костра, невесело усмехнулась. — Те твари, говорят, разумные.
    — А если разумные, то тоже сделали вывод. И тоже лучше подготовились.

    Что значит "говорят, разумные"? Неизвестные вам в принципе как вид мухо-ящерицы целенаправленно открыли портал в ваш мир/измерение/планету, чтобы захватить и использовать основной источник ваших магических сил (Древо эльфов, о котором даже соседям-людям почти ничего неизвестно). Вам же даже невдомек было, что так можно — 15 лет назад вы просто разбили под образующимися порталами лагеря с учеными, которые все там и полегли (зато понятно, откуда взялся нынешний провал в логике). Это не "сопряжение сфер", как в Ведьмаке, которое затронуло границы миров и сделало их взаимопроникаемыми — местные люди с эльфами не ходят в другие миры не потому, что у них все есть, а потому что они такого не умеют. Не рановато ли вы признали разумными себя и отказываете в том же вашим захватчикам?..
    (Справедливости ради, люди с эльфами дважды мухо-ящеров побеждали даже без знаний. Но — ценой больших потерь в первом прорыве; без возможности предотвратить, лишь защищаться; и они защищали свой дом, стояли, по сути, на грани вымирания — отличный повод сражаться до конца).

    Не менее эгоцентричное отношение показывают персонажи по отношению к эльфийскому Древу. Сосредоточение магии, чудо из чудес, умеющее (как минимум) выращивать новые сорта деревьев из ленточек, а герои ведут о нем вот такой диалог:


    — Дотронься,— предложил Дьен и, положив свою ладонь сверху, прижал мою руку к шершавой, как кошачий язык, коре.
    Под пальцами чувствовалась вибрация, ток силы, словно пульс.
    Или...
    — Оно живое? — с благоговейным трепетом спросила я.
    — Многие предполагают, что даже разумное, — Дьен погладил Древо и тоже прикрыл глаза, наслаждаясь ощущением.

    А давно это растения у нас «предположительно живые», алло? Изучение магии препятствует наличию в школьной программе естествознания? И что это за «предположительная разумность» снова, если именно Древо чувствует намерения и закрепляет браки эльфов с помощью превращающихся в листья ленточек? Оно показалось мне скорее похожим на океан в "Солярисе" — нечто неподвластное нашему пониманию, но очень живое и разумное. Хорошо, что эльфы свое древо любят и охраняют, и уж точно не дадут применять к нему рентгеновские лучи, а то как знать, как именно иронично Древо понимает "судьбу"...

    Не могу не отметить также попытку автора разорвать шаблон и показать нам нежного, слабого мужчину и инициативную, боевую женщину. Но, как и с конфликтами, это лишь попытка разрыва, которая окончится полнейшим (и очень быстрым) скатыванием в рамки классического распределения ролей. Парень неопытный в обращении с женщинами и военном искусстве? Вы просто дайте ему повод — и вот он уже перехватывает инициативу (тут нужен мой отец с его любимым анекдотом "природа, помоги") и ставит на место главного боевого мага всей школы.

    А девушка, которая говорит о том, что у нее душа лежит к боевой магии больше, чем ко всякой другой, потом говорит, что пофиг ей на армию самом деле, она поступила, чтобы военная династия не прерывалась. (А отец ее, боевой ветеран, отправляя на фронт, скажет на прощание не "я горжусь тобой, удачи, ждем дома", а "мало я тебя порол, раз тебя призвали, а ты и идешь".) И после войны, потребовавшей от Леты проявления «сильного характера», она сразу же начала осваивать профессию «мать» со всеми вытекающими.

    Не скажу, что мне было бы интересно читать про "мужчину под каблуком" — такая ситуация меня не привлекала никогда — просто нам ведь даже шанса не дали на такое посмотреть. Характеры персонажей, представленные в начале, уже в первой трети меняют на почти что противоположные — но, к сожалению, не путем развития, а с помощью переобувания в воздухе, и иначе чем сливом идеи я это назвать не могу.

    Автор действительно написала теплую и нежную историю, как и было отмечено в отзывах на Литрес. Она проиллюстрировала положение «все, что ни делается, все к лучшему», подарила настрой «все будет хорошо, я узнавала». Но это «хорошо» — без преодоления каких-либо настоящих препятствий или трудностей — кажется несколько обесцененным, уж слишком легко досталось. Я прочитала примерно 2/3 книги вечером, а утром мне стало даже лень  её открыть — потому что откуда взяться энтузиазму в ситуации, когда все настолько рафинированно и предсказуемо?

    Автор отправляет школьников на войну — страшно — но в которой не будет никаких потерь. Мечта, лучший вариант из возможных – но вот возможный ли? (В этой книге единственная, кто получил непоправимо тяжелые увечья — живая изгородь, когда попалась под горячую руку, но, как мы помним, автор растения за живых не считает, так что пофиг). Автор оставляет одинокого эльфа среди представителей другой расы, без друзей, знаний о новых соседях и навыков обычной жизни — страшно — а потом он приобретает все недостающее почти что по щелчку пальцев, овладевает местной магией, учится танцевать и кататься на коньках на уровне профессионала за пару недель, обесценивая то, чему люди учатся всю жизнь. И вы предлагаете мне за него, такого имбового, переживать? Автор ставит между героями препятствие в виде нерушимой клятвы — страшно — но её условия таковы, что обойти их можно без особых умственных усилий. В сострадание нужной лишь для сюжета глупости героев я, к сожалению, не умею тоже.

    На мое счастье, меня наконец отпустило, и я нашла то, что мне было нужно, в книгах других жанров. Ромфант — вещь замечательная, у него свои задачи, и требовать от него быть «Тихим Доном», конечно, неправильно. Я и не требую — «Факультет Драконьих наездниц», например, проглотила почти без нареканий. Просто в какой-то момент уровень упрощения и подслащивания реальности перегибает палку — и получаются вот такие беззубые произведения, как это. В качестве одноразового отдыха — пойдет, но не уверена, что при наличии прочих равных альтернатив к этому произведению захочется возвращаться.

    Содержит спойлеры
    46
    448