Рецензия на книгу
Ледяная принцесса
Камилла Лэкберг
Alisssochka10 марта 2014 г.От этой книги для меня теперь всегда будет веять светом и холодом. И какой-то ускользающей сквозь пальцы тоской. Вроде бы вот она - тоска, а вроде уже и нет её. Мороз и солнце. Но день не чудесный. Да и где это видано, чтобы в детективе был день чудесный?:) Лед и свет. Нет, не пламя. Пламя - это из другой оперы. И вся книга представляется как картинка, которую ты видишь, когда зимой смотришь на солнце сквозь кусочек прозрачного льда.
Я с детства любила детективы, но со временем всё хорошее я прочитала, а накушавшись чего-то пресного, после вообще перестала их читать. Поэтому после огромного перерыва в "детективочтении" эту книгу я проглотила залпом. С перерывом на работу, поесть, поспать.
Убитую женщину мне было жалко. Откровенно говоря, она попала как кур в ощип. Вот так нелепо быть убитой на пороге новой жизни! Не стоит иногда недооценивать силу старомодных предрассудков, за ними века и века питательной почвы. А сила тех предрассудков в том старом поселке Фьельбака была неимоверно большая. Она воспитывала людей, как Эрику: всё-таки много в ней именно старого воспитания. Она и ломала людей, как Андерса и Веру, каждого по-своему. Андерс для меня вообще олицетворение тоски по прошлому, тоски по настоящему и вообще тоски по несбывшемуся. Той тоски, о которой я упоминала в начале. Его мерзкий быт только усиливал на контрасте это ощущение: чистая тоска на фоне грязи, пустых бутылок и опустившихся алкоголиков. А его мать - олицетворение не только тоски, но и безысходности. И если её сын живет прошлым, которое хоть как-то связано с настоящим, хоть как-то может прорасти в будущее, то у Веры этого не совсем. Всё, чем она живет, это прошлое, наглухо там же и похороненное. И
это похороненное она пытается защищать. Вера - конченный человек.Начав с дебютного романа К.Лэкберг и прочитав еще два последующих детектива, я уже сейчас могу выделить некоторые занимательные особенности авторского стиля изложения. Которые мне нравились или не нравились. Но они есть. Честно говоря, мне очень нравилось, что расследование в "Ледяной принцессе" ведет Эрика. А Патрик - это второе дополнительное лицо, помогающее показать читателю это расследование. Отчасти, это впечатление складывается потому, что Патрик появляется вторым и не с начала книги. Отсюда можно сделать вывод, что автор на самой первой книге еще не определилась, кто же будет этим основным "Шерлоком Холмсом". И, на мой взгляд, получилось очень вкусно и интересно именно так. В последующих книгах расследование чаще всего ведет Патрик, оно и логично по двум причинам: вроде как Эрика только в первой книге была непосредственно заинтересована в разгадке убийства своей подруги детства, а во-вторых, вести повествование об расследованиях от лица полицейского как-то сподручнее. Но мне это не по сердцу было. Полицейские хроники получаются. А зачем тогда первая книга поманила другим?! ... Эх, на то она и первая книга...
Обогащается книга тем, что повествование ведется кусочками периодически от разных лиц. Получается не скучный и однобокий рассказ одного человека, а вложение переживаний и точек зрения других лиц. Смена рассказчиков как многогранная призма, которая поворачивается читателю разными сторонами. Это позволяет глубже понять драму событий. И может служить автору как способом дать читателю угадать преступника, так и дополнительным способом запутать, вывести на ложного преступника. Интрига в интриге:)
Да и это порой не спасает. Ох, любит автор иногда умолчать об важных событиях, хотя повествующее лицо вот уже это знает, уже поняло всё: "... Он прослушал информацию по телефону, и лицо его исказилось. Он всё понял, и части головоломки встали на свое место". А что там лицо поняло, это вы узнаете гораздо позже:)Еще одно заигрывание с читателем, когда постоянно у кого-то на месте осмотра/в разговоре со свидетелем или родственником возникает ощущение, что что-то здесь не так, что-то проскользнуло по краю сознания, что-то важное, может быть не прямо, а косвенно, но важное. Хотя на первый взгляд всё логично и нормально. И читатель, который слышал тот же самый разговор, видел те же самые выражения лиц явно недоумевает и сгорает от интереса, а что же это такое! :)
Нелинейная композиция сюжета (с учетом смены рассказчиков так вообще нелинейное повествование!) с этими прыжками в прошлое, когда герой не просто вспоминает, он как бы живет в детстве/в юности сейчас, оставляет ощущение законченности книги. Оттенок лиризма в детективе. НО это только в "Ледяной принцессе". В другой книге автора "Вкус пепла" это доведено до крайней точки: параллельно в книге читаешь как бы две сюжетные линии, происходившие с разными людьми в совершенно разное время, и только под конец книги сходящимися в одной точке - в преступнике. Это проба пера такая. В "Ледяной принцессе" одно, а там - другое.
В целом, приятное послевкусие. Я бы так написать не смогла, а потому я просто благодарна автору за приятно проведенное время.
521