Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Контрапункт. О дивный новый мир. Обезьяна и сущность. Рассказы

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    Аноним9 марта 2014 г.

    “Контрапункт”. У Олдоса Хаксли не было шансов прожить незаметно. Если среди ваших предков один из столпов биологии Томас Генри Хаксли и ведущий поэт викторианской эпохи Мэтью Арнольд, это почти обязывает выбрать научное или литературное поприще. Хаксли свою фамилию окончательно обессмертил, в том числе и потому, что традиционную семейную тему наделил в своих книгах явно биологическим смыслом. Каждый его роман отмечает новую ступень человеческой эволюции, а точнее – общественной деградации, исчезновения личности, упадка духовности. Хаксли безоговорочный пессимист, не предрекающий людскому роду ничего хорошего. Главный конфликт у него – между “обезьяной” и “сущностью”, между примитивными плотскими устремлениями человека и его духовным началом, главное спасение – культурное наследие былых времён. В будущем прекрасно только прошлое – очень актуальная мысль для эпохи смещённых ценностей и “потерянного поколения”.

    В “Контрапункте” Хаксли разделывается с высшим английским обществом при помощи язвительного юмора, иногда гротеска, с позиции внимательного наблюдателя. Он проворачивает фокус с введением автора в собственное повествование, объясняя свою концепцию романа-“коллайдера” идей. Герои непрестанно спорят о самых разнообразных теориях, мучительно рефлексируют, бредят, лопочут, впадают в транс; полифония в лучших традициях Достоевского. Всякое действие упразднено, и повествование движется от одного конфликта идей к другому. Шум светских приёмов против уединения научной работы; чистое искусство против казённой его интерпретации; любящая, но надоевшая жена против страстной, но своевольной любовницы; материнское чувство против вожделения к другому; рассудочное целомудрие против лицемерного разврата; политическая идейность против цинизма у последней черты… Художник из низшего общества, стыдящий свою возлюбленную её привилегиями; неудачник-лаборант, втайне завидующий своим покровителям; писатель-интроверт, проспавший крах своей семьи – Хаксли персонажей не жалеет, но тяжелее всех наказывает слабейших. Для них красивые теории оборачиваются жестокими ударами в реальной жизни: болезнью, убийством, помешательством, суицидом. Хаксли так сильно закручивает линзы микроскопа, что давит своих героев под стеклом. Современное общество он приговаривает к смерти, не давая никакой надежды на излечение. Дальше будет только хуже.

    “О дивный новый мир”. В самом известном романе Хаксли все кризисные черты современного автору общества доведены до абсурдной, но стройной системы. Углубился разрыв между классами, причём низшие полностью оболванены; внутри каст исчезли существенные различия между людьми, стёрлись их творческие и психологические индивидуальности; производство и потребление предельно рационализировано, товары синтезируются; даже самый процесс биологической жизни находится под контролем, от рождения в пробирке до радостного отхода в крематорий. Высшая каста альф живёт в напоминающем порнофильм мире, где сексуальные импульсы тотчас удовлетворяются, вокруг полно физически привлекательных партнёров, а минуты горести растворяются в часах наркотического блаженства от приёма сомы. Первая треть книги – насмешливый гимн победившей физиологии, рассказ о гигантском людском аквариуме, где живут девушки с пневматичными телами, улыбчивые инженеры на вертопланах, голозадые младенцы и пресмыкающиеся кретины из обслуги. Стабильность системы могут поколебать лишь те, кто испытывает свои собственные, а не импортированные коллективным разумом, чувства. И поэтому предопределён трагический исход путешествия Дикаря с томиком Шекспира под мышкой в дивный новый мир. Сила общности, одинаковости, плоти сметёт любой росток самобытности…

    Понятно, что любая антиутопия говорит не столько о будущем, сколько о настоящем её автора. В “Дивном новом мире” нашли отражение тревоги Хаксли о кризисе образования, морали, искусства, фашизации и стандартизации общества. Но самого страшного ни Хаксли, ни Замятин, ни Оруэлл не увидели. В будущем, которое для нас уже наступило, нет ни единой путеводной идеи, ни единого бога, как нет и единого центра распространения благ и координатора решений, нет общества как понятия. Каждый чувствует себя Дикарём в мире одинаковых людей, исключением, а не частью целого. Каждый спасается в одиночку.

    47
    315