Рецензия на книгу
Женщина в песках
Кобо Абэ
Panzer9 марта 2014 г.Лучшее после Чужого лица, очень компактное произведение Абэ, высвечивающего среди прочих вопрос о свободе воли. Недавно вышла быстро разошедшееся миллионными тиражами и ставшая культовой игра Minecraft. Что бы вы делали, оказавшись на необитаемом острове с одной лишь лопатой и геологическим молоточком в руках? Варианта два: либо перерезать себе сонную артерию этой самой лопатой, либо.. Правильно - продолжать жить - рубить деревья, строить мосты, долбить землю, рыть подземные туннели, скапывать горы, возводить города, башни, поселки, путешествовать к центру земли, попутно размышляя о мире и подводить итог собственной жизни, на что вне изоляции у человека нету времени. В городах слишком много шумов и слишком мало свободного времени, подчиненного бешеному ритму современной жизни, чтобы представить что пустыня тоже может говорить и издавать звуки, которые называют зовом пустыни. Она тоже живая. Абе помещает своего героя как раз в такую ситуацию, выдергивая его из привычной ему жизни среднего обывателя в место, где ему предстоит вооружится тем геологическим молотком и лопатой. Как ни странно именно пустыня, а не город являеться местом, где сходяться вместе все широты и координаты человеческого бытия.
Не случайно Абэ выбрал местом действия пустыню. Пустынный библейский ландшафт как нельзя к стати подходит как место для переосмысления ключевых моментов собственной жизни и бытия человека вообще. Времени на это здесь сколько угодно, а от внешнего мира тебя изолируют дюны и песок. Не зря Экзюпери, Кутзее, Леклезио пишут о песчаной пустыне. Религиозноый герой Флобера в конце романа приходит в пустыню. Все персонажи Кэндзабуро Оэ бродят где-то там, на забытых людьми землях, в экзистенциальной пустыне (но не географической или физической) на задворках вселенной, в которых с трудом можно распознать реальне земные территории. Или где конкретно происходит действие романа Варгаса Льосы Зеленый дом, не говоря уже о Маркесе? В человеческом бытии вообще, но без привязки к каким-то отдельным его параметрам как материальные координаты, которые можно нанести на карту. Читая латиноамериканскую литературу мы понимаем, что события происходят на всем пространстве бытия сразу, повестнование охватывает все пласты и точки пересечения жизни одновременно. . Откуда пришел христианский бог? Он вышел как бы из ниоткуда - из пустыни. Буддисты говорят : "Так пришел будда". Как это - "так"? Откуда, и кто вообще пришел? Причудилось ли кому это, или было на самом деле? Мы не знаем. Но почему-то этот образ бесконечности, каким есть пустыня во всех ее видах все время питягивает внимание самых разных людей.
И Абэ выбирает песок символом этой экзистенциальной отчужденности человека от внешнего мира. Но Абэ гениальным образом еще более усложняет ситуацию, с самого начала давая протагонисту все пути к отступлению. У главного героя, занимающегося ловлей насекомых в кармане есть ампула с цианистым калием для быстрого умерщвления тварей. Воспользуется он этой ампултой, или песок вокруг выполощет и до гладкости отшлифует как морской камень этого человека, не оставив на нем ни одной зазубрины, которая могла бы уцепиться за внешний мир, оставляя шанс на спасение? Или вопрос свободы воли и бегства так же относителен, как и существование общества за пределами пустыни. И конец романа дает ответ на этот вопрос: общество враждебно человеку, точно так же как этот сухой песок. Человеку, попавшему в яму среди песков, которая стала его вынужденным домом в сущности бежать не куда. Когда лестница остается опущенной он не воспользовался ей. По ней можно бежать - куда? Ведь там, во внешнем мире жизнь устроена так же как здесь, среди песка и дюн. Это не человек входит в пустыню, а песок проникает внутрь него, вне зависимости от того где находиться человек - в городе, посреди мирового океана, или в космосе. Песок у него везде - он проникает в главного героя, забирается ему за шиворот, не дает ему выбраться из этой проклятой ямы, сыплется со страниц книги и скрепит у вас на зубах. От этого нашествия песка никуда не деться, не уйти, выбравшись из ямы. Потому что пустыня не материальна, она находиться не снаружи, а в нутри человека, потому что его душа - темная непросветная пустыня - заключает Абэ. Не человек находиться в пустыне, а пустыня распростерлась среди людей. И эта пустыня расширяеться, как говорил Ницше.
356