Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лед и вода, вода и лед

Майгулль Аксельссон

  • Аватар пользователя
    Аноним6 марта 2014 г.

    Все хорошие книги можно разделить на два типа: "говорительные" и "молчательные". О первых, как следует из названия, хочется не только говорить, но и советовать ее всем-всем-всем, да еще и проследить, чтобы эти самые все книжку прочитали немедленно, забросив любые другие дела. О втором типе книг говорить не хочется. Они либо настолько личные, что причиняют во время чтения боль, либо настолько поражают, что сказать о них попросту нечего. "Лед и вода" как раз из последних.

    Майгулль Аксельссон с самого нашего с ней знакомства взрывает мне мозги: я каждый раз теряю нормальные слова при попытке описать свои впечатления, настолько странно, необычно и мало похоже на другие книги происходящее в ее романах. Однако "Лед" – это совсем иной случай.

    Во-первых, здесь нет мистики, которая крутит шестеренки сюжетов "Апрельской ведьмы" и "Я, которой не было". Основной двигатель "Льда" – люди и только они. Все происходящее на "Одине" сейчас, и происходившее за много лет до этого в семье Хальгренов, случилось исключительно по воле людей, только из-за выбора, который каждый из них сделал в тот или иной момент, и никакая магия не изменит произошедшего и не повлияет на дальнейший ход событий. Для кого-то это станет большим минусом, а вот для меня, напротив, огромный плюс: история прекрасна и цельна и без мистицизма, его наличие было бы перебором.

    Во-вторых, Майгулль Аксельссон в кои-то веки взорвала мне не мозг, а сердце.


    Это ведь не преступление — быть плохой матерью. Предательницей.
    Однако это самое страшное преступление, которое может совершить человек.

    «Лед» не только продолжает и углубляет поднятую в «Апрельской ведьме» тему не любящей матери и не любимых детей, но и во многом переводит ее на новый уровень: здесь дают «выговориться» и самим матерям. Элси и Инес, кстати, до конца остались близняшками, даром, что отказываются признавать свое сходство. Особенно они похожи, конечно, отношением к своим детям: вроде бы любят их, но на самом деле куда больше любят самих себя и свои интересы. Обе бесконечно далеки от детей - Элси физически, Инес психологически - и не очень-то хотят менять ситуацию. Обе - отвратительные матери. Но почему-то их обеих ужасно жаль, ведь в произошедшем не только их вина: тут и отношение к ним Лидии, и вечно больной отец, и жизненные обстоятельства в целом. Хотя, конечно, оправдание то еще, особенно, когда видишь, как их отдаленность от Сюсанны и Бьёрна повлияла на жизни этих двоих. Бьёрн и Сюсанна ведь тоже своего рода близнецы: сироты при живых родителях, не знающие, куда податься в жизни, не верящие, что они чего-то стоят и кому-то нужны. Ошибки своих матерей, изо всех сил пытающиеся обратить на себя их внимание, заставить полюбить. А после новых и новых провальных попыток – заставить полюбить или хотя бы обратить на себя внимание хоть кого-нибудь: друга, близкого, толпу. И снова – провально…
    "Лед" не вызывает слез, слишком уж он жесткий и леденящий, но именно тем и разрывает сердце в клочья.

    В-третьих, это первое переведенное на русский язык произведение Майгулль Аксельссон с закрытым финалом. Вопросы, конечно, остаются (что, например, было с Сюсанной, когда она оставляла учебу), но нет ощущения брошенности книги, оставления сюжета и персонажей на волю читателя. И именно здесь эта завершенность уместна как нигде: такую историю просто не получилось бы пустить на самотек, сама сюжетная канва этого не позволяет. Персонажи, а точнее Сюсанна, сами хотят знать все до конца, без утайки, так что, кажется, буквально заставляет автора писать и писать предложение за предложением.

    Я долго не могла решить, называть ли Майгулль Аксельссон любимой писательницей, слишком уж неоднозначные впечатления вызывают у меня ее произведения при всей однородности их оценок, так что еще до начала чтения "Лед и вода" уже был своеобразным последним рубежом: или да, или нет. Сейчас могу с уверенностью сказать - да. Твердое, однозначное и неизменное. С нетерпением жду новой встречи с романами писательницы и очень надеюсь, что не придется ждать ее вечность.

    58
    334