Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fifty Shades of Grey

E. L. James

  • Аватар пользователя
    RaraAvis6 марта 2014 г.

    500 страниц серости
    Несколько дней назад, совершая очередное бессмысленное путешествие по интернету, я наткнулась на собрание восторженных отзывов о книге «50 оттенков серого». Обратившись за помощью ко всезнающему «Гуглу», я выяснила невероятную вещь — весь мир ссытся кипятком по книге, о которой я, темная, и слыхом не слыхивала. Рецензии были такими эмоциональными, что я немедленно скачала первую книгу (их, как оказалось, три) и, в ожидании катарсиса, принялась за чтение.

    Запала хватила страниц на сто — все это время я пыталась найти, за что же можно зацепиться. Потом решимости поубавилось, начала читать по диагонали, самокритично размышляя о том, что где-то я что-то пропустила. Ждала до последней страницы — вдруг все-таки будет нереальная развязка! Нет, не оказалось. Понимая, что чего-то не понимаю, взяла вторую книгу. Не скажу, что прочитала, но просмотрела. Спешу поделиться впечатлениями.

    Годы учебы на филфаке не прошли даром, и я точно знаю, что для того, чтобы назвать произведение драматическим, необходимо отыскать в нем сюжет (желательно, захватывающий), идею (желательно, новую) и конфликт (по возможности, неразрешимый). Согласна, все это может быть неярким, и тогда роман вытягивают необычные герои, колорит эпохи, символика или язык.

    Пойдем по порядку. Сюжета типа экшн обнаружить не удалось. Событий так-то маловато: герои знакомятся и практически сразу начинают заниматься сексом. Периодически отвлекаются на полеты, прогулки и обеды, а также разговоры о странных предпочтениях главного мачо - становится понятно, что он что-то скрывает. Если бы все это вдруг закончилось чем-то нереальным, можно было простить бесконечное количество страниц эротики, но все идет как-то мирно. Единственное, что вызывает зависть, это умение автора последним абзацем насосать из пальца завязку следующей книги. Любой латиноамериканский сценарист может поучиться.

    Едем дальше. Конфликт, в общем-то, есть: он хочет секса с плетками и связыванием, она стесняется. Ничего так, он все очень быстро сходит на нет — герои приходят к компромиссу. Есть еще внутренний конфликт, но все также как-то быстро сглаживается. Что же касается идеи, то она выглядит приблизительно так: любовь спасет мир. Есть такие, кто никогда об этом не слышал до прочтения романа?

    Еще, конечно, есть герои, особенно главный персонаж. Тут, вроде бы не придирешься — нереально крут. О нем хотелось бы сказать чужими словами.

    «Итак, блондина я придумала очень давно и прекрасно понимала, что ничего подобного вообще не может быть на свете. Ну я и напозволяла своему воображению… Настало время, когда блондин принял окончательную форму — ни прибавить, ни убавить: рост — выше метра восьмидесяти, телосложение — пропорциональное, избави Бог, не толстый, но и не худой, глаза — голубые. Физическая подготовка превосходит всякое воображение: блондин умел плавать, хорошо ходить на лыжах, прекрасно грести, стрелять, вести машину и реактивный самолет, бить морду и бросать нож, носить меня на руках и многое другое. Короче говоря, он умел делать абсолютно все! Иностранные языки знал все. Обладал необыкновенным умом и большим чувством юмора. Что же касается вкуса… Со вкусом, похоже, у него не все было в порядке, ибо мои недостатки он считал достоинствами, высоко ценил несколько специфические черты моего характера и активно добивался моей благосклонности. Самая же главная сложность заключалась в том, что он должен быть одновременно и молодым, и старше меня. Как все вышеописанное совместить в одном человеке, понятия не имею и никогда не имела…»

    Это из «Романа века» Хмелевской. Среднестатистический мужчина мечты, собранный из классических стереотипов — этакий осовремененный принц на белом коне. Чувствуете, как из характеристики пани Иоанны сочится ирония? Все потому, что все здравомыслящие люди понимают — такой экземпляр пасется где-то вместе с единорогами, феями и русалками.

    Конечно же, литература нередко описывает то, чего в жизни не бывает, ведь искусство — это выжимка, где убрано все лишнее. И порой придуманные герои начинают оживать. Когда Пушкин работал над «Евгением Онегиным», его возмущало поведение Татьяны, которая ни с того ни с сего выкинула номер — взяла и вышла замуж. Такие рассуждения поэта можно найти в его письмах. Вот только не так уж просто стать таким Пигмалионом — талант нужен. Ну или жизненный опыт, наблюдательность.

    Так вот, в серооттеночного героя я лично не поверила. Человек, который в начале романа выбирает отношения по контракту, а через несколько десятков страниц падает на колени с криком «Не бросай меня!» как-то не внушает доверия.

    Да, кстати, автору было мало сборника стереотипов об идеальном избраннике, и она решила нажать еще одну кнопку, имеющуюся у все женщин, и сделать своего героя одиноким и несчастным. Ну прямо Бемби — аж слезы наворачиваются.

    Любой девушке хочется почувствовать себя нужной и уникальной. Поэтому каждая — может быть, не отдавая себе в этом отчета — мечтает переубедить гея, спасти импотента и переманить на путь добра заблудшего грешника. И вот вам, пожалуйста, замученные ребенок, выросший в закомплексованного, хотя и весьма успешного мужчину. Несчастный и сексуальный — прям адская смесь.

    И все было бы ничего, если бы такой герой появился впервые, но ведь все уже было. Несколько лет назад появился фильм «Части тела», где имеется персонаж, переживший детскую психологическую травму и пустившийся во все тяжкие. Звать его, кстати, Кристиан Трой — провоцирует на некоторые ассоциации. А еще был герой «Близких друзей» - где-то такая же история. Он, правда, является геем, но половину фильма ходит босиком, без майки и в сползающих не бедра джинсах, так что эротика прямо лезет через край. Оба персонажа — привлекательные плохие парни, и когда они вдруг совершают доброе дело или уходят в романтику, зрительницы пускают слюни у экранов. Так что идея, мягко говоря, не нова. Кстати, оба сериальных героя кажутся более цельными личностями. То есть, конечно, надломленными, но весьма последовательными — из поступки закономерны и логичны.

    Ну а теперь фанфары — появляется героиня. Вот где удивительно точно вспоминается название! Может быть, у кого-то серый цвет ассоциируется с загадочностью, но в моем понимании, серый — это блеклый, бесцветный. И вот героиня — истинная серость. Она не обладает никакими выдающимися качествами, кроме, пожалуй, одного: она возбуждается от одного взгляда и испытывает оргазмы в любой позе и в любом месте. Эти потрясающие особенности, тем не менее, не помешали ей сохранить девственность до 20 с хвостиком лет. Это, кстати, нереально: чем позже девушка начинает, тем меньше у нее шансов на насыщенную сексуальную жизнь. Что-то там происходит с активностью выработки гормонов — об этом лучше у биологов с психологами спросить.

    В одном из комментов я прочитала, что «50 оттенков» выросли из фанфика о персонажах «Сумерек».Вот, оказывается, откуда ноги растут! Вот где воспитывается вера в то, что на заурядную простушку иногда сваливается нереальное счастье в виде крутого бойфренда, насыщенной жизни и галимой горы бабла. О таких фантазиях еще Шарлотта Бронте писала, правда до ее Джейн Эйр обеим героиням современности еще расти и расти.

    О языке романа хотелось бы сказать отдельно. Читала я, конечно, в переводе, но сомнительно, что оригинал был так уж сильно искажен. Каждый раз, когда героиня испытывает оргазм, она разбивается на тысячу осколков. А другую метафору можно было придумать? Кто в состоянии сосчитать, сколько раз герой убирает за ухо ее выбившуюся прядь? А сколько раз встречается фраза «перестань кусать губу»? К концу третьей книги она, должно быть, ее уже догрызала. Получается, что роман написан с использованием общенаучного метода «копировать-вставить». А! Еще ведь есть «фишка» со внутренней богиней — как я могла забыть! Если честно, отдает шизой. Что называется, «ненужная аналогия в тексте – как шуба, заправленная в трусы».

    Есть, правда, в произведении перчинка: роман-то эротический. Множество постельных сцен, конечно, должно, будоражить, тем более, что герой попался с фантазией — он садист. Хорошая эротика, безусловно, украсит любой сценарий, но все хорошо в меру. К концу книги я пролистывала и эти сцены тоже: во-первых, однообразно, а во-вторых, было ощущение, что десерт запила колой. Про садиста, кстати, громко сказано: маркиз де Сад в этом деле даст сероглазому извращенцу 500 очков вперед — вот где выдумка, оригинальность. Он, кстати, в свои произведения умудрился еще и идею впихнуть. Так что есть товарищу Грею у кого поучиться.

    Еще «Гугл» рассказал мне, что по книге собираются снимать фильм. Причем есть версия, что из него будут вырезаны все постельные сцены, чтобы кино могли посмотреть тинейджеры. У меня по этому поводу два вопроса: что тогда останется в фильме, и почему подростки должны обязательно познакомится с этим произведением искусства? Очень интересно, какую глубокомысленную мораль они должны оттуда вынести.

    Для фанфика, роман, правда, норм. Бывает так, что читателю или зрителю не хватает авторского текста, и он начинает додумывать, что же осталось за кадром. Здесь можно и без особого сюжета обойтись, и наворотов всяких не громоздить — все самое главное уже сказано в оригинале. Только не нужно это свободное творчество называть романом.

    В общем, написаны «50 оттенков» по заветам Норы Бинг: «Описываешь три гостиницы, пять ресторанов, придумываешь изящный синоним для слова «член» - и всё, роман готов!». Изящного синонима я, правда, так и не нашла.

    7
    36