Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вокзал потерянных снов

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним3 марта 2014 г.
    Идея утешительного фэнтези вызывает у меня рвотный рефлекс. Не то, чтобы вы не должны были бы чувствовать себя комфортно, или не должно быть всяких хэппи-эндов, но для меня мысль, что задача книги — утешать, по существу означает, что её цель — не бросать вызов, не ниспровергать, не подвергать сомнению. Тогда она всецело ориентирована на статус-кво — полностью, твёрдо, эстетически — а мне такая идея ненавистна. Я думаю, что лучшая фэнтези говорит о неприятии утешения, и вершина фэнтези — это сюрреализм, жанр, которым я зачитывался, как одержимый, и горячим поклонником которого являюсь.
    Ч. Мьевилль

    Любовь между главными героями – человеком и жукоголовым существом? Фу!
    Один из видов ласки во время, так сказать… - погладить "хрупкие, совершенно беззащитные крылышки"? Фу-фу!!
    Процесс создания скульптуры из окрашенной слюны? Фу-фу-фу!!!

    И все же.
    Это было потрясающе!
    Во-первых, мне давно не попадалось настолько увлекательной книги. Когда глаза не поспевают за сюжетом – быстрей, быстрей, быстрей.
    Во-вторых, мне никогда не приходилось наблюдать такого разнообразия существ в мире, созданном автором – разумных, неразумных, полуразумных. А уж чтобы новые виды появлялись не только в начале повествования, но и в середине и даже ближе к концу – это вообще новое слово науки и техники! И согласна со всеми – какие же мозги надо иметь, чтобы это сочинить!
    В-третьих, если б все это не было придумано, книга могла бы назваться гордым именем «науч.-поп.». Биология, география, физика, математика и даже немного юриспруденции. Вот честное слово – полное ощущение, что автор сам видел, щупал, изучал всех созданных его воображением существ, а некоторыми был сам – настолько точны его описания.
    В-четвертых – внимательность к деталям. Ни одной мелочи не было потеряно, все ружья выстрелили, а позабытые читателем подробности оказались решающими в дальнейшем.
    В-пятых – безупречное чувство стиля. Нужно быть большим мастером, чтобы от описания канализации, грязных переулков, заброшенных зданий и кровавых поединков не возникало чувства антисанитарии. Нужно быть большим мастером, чтобы у читающего о сексе между мужчиной-человеком и женщиной со скарабеем вместо головы не возникло рвотного рефлекса. Ч. Мьевиль – мастер.
    Очень боялась за финал, потому что ближе к концу стало понятно, что мы движемся к какому-то прямо-таки залихватскому хэппи-энду. В таких случаях можно предположить либо «неожиданную» трагедию (все, все плохо!!!), либо все-таки этот самый хэппи-энд. И опять Ч. Мьевиль не подкачал. Ни счастливого конца, ни трагедии. И в то же время и то, и другое. Глубоко, спокойно, мужественно и мудро.

    P.S. На самом деле книга настолько необычна и неожиданна, что все написанное выше ничего не объясняет. Это надо читать! Там надо жить!

    8
    49