Рецензия на книгу
Каждый умирает в одиночку
Ганс Фаллада
Аноним26 мая 2023 г."…Но прибавить света означало бы солгать."
Я принималась за этот роман несколько раз, но потом откладывала чтение. И вот сейчас прочла его до конца… Потрясающая книга!
Берлин, 1940 год. Главные герои романа – супруги Анна и Отто Квангель.
Отто – столяр-краснодеревщик. Он тоскует по настоящей работе, по тому времени, когда, работая на своей фабрике, занимался изготовлением красивой мебели. Сейчас его цех производит ящики для бомб, а позднее их продукцией станут гробы. Много гробов, очень много гробов….
Получив письмо о гибели на фронте единственного сына, Отто решает писать и распространять среди жителей Берлина открытки с призывами не помогать гитлеровской власти. Жена поддерживает эту идею. Супруги оставляют открытки в парадных и на лестницах.
Первый ход в этой войне, его причина – погибший сын, открытка говорит о нем. Когда-то у них был сын, фюрер убил его, и теперь они пишут открытки. Новый жизненный этап. Внешне ничто не изменилось. Вокруг Квангелей покой. В душе изменилось все, целиком и полностью, там война…Пока Квангели в мечтах представляли себе, как люди читают их открытки на своих кухнях за закрытыми дверями и задёрнутыми шторами или шёпотом обсуждают их содержание на фабриках и заводах, эти открытки скапливались совсем в другом месте, а именно – в гестапо, в кабинете комиссара Эшериха, такого бесцветного, что он «казался порождением конторской пыли».
Из сорока восьми открыток, написанных и подброшенных Квангелями за полгода, лишь четыре не попали в гестапо. Да и эти четыре вряд ли передавали на предприятиях из рук в руки, как надеялись Квангели, а, едва прочитав, с ужасом порвали, смыли в канализацию или сожгли.Всего же Отто Квангель за два года напишет 285 открыток. В гестапо не попадут лишь 18…
В основу романа легли реальные события, а прототипами главных героев стали супруги Хампель, жившие в Берлине в те годы.
Впечатления от романа сложно передать словами. Скажу лишь, что похожи они на впечатления от книги Оруэлла «1984». Но всё, описываемое Фалладой, воспринимается намного больнее и выглядит намного страшнее по одной простой причине: читая Оруэлла, ты понимаешь, что перед тобой – антиутопия, плод фантазии автора, а роман Фаллады описывает то, что происходило на самом деле, причём сам он был современником всех этих событий! Конечно, в распоряжении автора были не дневники, а лишь документы по делу Отто и Элизы Хампель, переданные ему из гестапо после окончания войны. Но и этого более чем достаточно.
Ощущение какого-то непередаваемого мрака, удушливости, тягучего тумана, в котором путаешься словно в паутине, преследовало меня на протяжении всего чтения. Ни одно произведение не вызывало такого чувства, разве что, да и то отчасти, агеевский «Роман с кокаином». Словно кошмарный сон, когда понимаешь, что спишь, и нужно всего-то громко закричать, чтобы проснуться, и всё кончится. Но вместо крика из горла вырывается лишь беззвучный хрип, и морок продолжается.
Читается книга непросто. Много отталкивающих героев, чей внешний вид мерзок, мысли низки и подлы, речь груба, а поступки гадки. Они обворовывают собственных жён, они выдирают драгоценности из скрюченных рук покойников… Они размышляют о том, что неплохо было бы наведаться в гости к женщине, только что получившей известие о гибели сына, разговорить её и послушать, не сболтнёт ли та что-нибудь про нынешнюю власть (с теми, кто в горе, такое частенько случается), а потом за несколько марок донести на неё в гестапо ; они… да чего только они не делают. Постоянное возвращение автора к этим героям, словно попытка донести до читателя то, как же много их было вокруг, и каким кошмаром была жизнь в их окружении. Очень мало описаний человеческих эмоций, текст суховат, только поступки и слова…
При этом немало и очень сильных, запоминающихся сцен. Вот главный герой сообщает о гибели своего сына его девушке по имени Трудель. Происходит эта сцена в коридоре фабрики, рядом с плакатом Народного трибунала, посвящённым очередной, недавно состоявшейся казни изменников родины. Трудель, узнав о гибели юноши, начинает плакать, и Отто с ужасом понимает, что лить слёзы рядом с таким плакатом ни в коем случае нельзя. Он бережно берёт девушку за плечи и немного отодвигает в сторону… И только один вопрос остаётся - как? Как люди жили, как не трогались рассудком в такой обстановке?
Сильная книга, сложная и страшная. Но такие произведения обязательно нужно читать!
P.S. И ещё пару слов о реально существовавших Отто и Элизе Хампель… Ему было 46 лет, ей – 40. Их арестовали осенью 1942 года и казнили на гильотине в апреле 1943.
Что же до романа, то написан он был в 1947 году. Автор написал это произведение всего за 24 дня и скончался спустя несколько месяцев, за неделю до того, как книга была издана.27474