Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мой лучший враг

Эли Фрей, Алена Филипенко

  • Аватар пользователя
    Dark31Forest25 мая 2023 г.

    А ведь все могло быть иначе... Если бы у автора было больше опыта.

    Довольно популярная вещь в свое время и тем не менее этот факт ничуть не красит то, что таится под обложкой.

    А тут полный набор: картонные главные герои, нераскрытые второстепенные персонажи, куча лишних эпизодов, нестыковки, нелепые диалоги, включающие в себя чуть ли не цитаты из пабликов вк:


    Эта малая... Мы либо убьем друг друга, либо будем вместе.

    Bruuuh. Но обо всем по порядку.

    У меня было стойкое чувство, что автор видел героев иначе, чем ему удалось показать. Тома, наверное, должна была быть наивной, трусоватой, но с добрым сердцем, а Стас этаким поехавшим мудачьем, полусадист-полумазохист. На деле Тома получилась глупой, а Стас картонкой на ножках. И если Томе еще иногда криво-косо, но веришь, потому что ей отдано больше экранного времени и повествование чаще всего ведется от ее лица, то в пафосные речи Стаса не верится ни на грамм. Под конец, когда он в 100500 раз начинал кричать, какая он мразь, уже просто зубы сводило.

    Большинство второстепенных персонажей почти никакой роли для сюжета не сыграли. Тогда зачем они там? Что глобального изменилось бы, если бы их там не было? И вроде как даже есть у некоторых из них задатки характеров (у Дашки, у Ромки), а раскрытие крошечное.

    Зато лишнюю информацию об обыденной жизни Томы можно выкидывать целыми кусками. Некоторые эпизоды написаны до того скучно и однобоко, что их приходилось перелистывать. Минимум литературных средств, максимум растекания словом по древу. Текст больше похож на черновик, набросок к будущей истории.

    Книга должна была быть едкой и хлестнуть, оставив жгучий след, а получилось уныло. И во многом потому, что автор не научился описывать чувства героев. Даже самые страшные сцены были написаны поверхностно, ни в чью шкуру влезть не получилось, от того-то нет к героям сочувствия, им не сопереживаешь. И если в сцене у костра еще были какие-то проблески стараний (пожалуй, это лучшая сцена во всей книге), то ближе к концу уже складывалось ощущение, что автор торопился поскорее закончить. Все смешалось, понеслись по кочкам.

    Отдельное разочарование - месть Томы и концовка.
    Тома так долго и старательно готовила ловушку, чтобы так быстро сдаться, увидев на груди у Стаса свой подарок - иконку на нитке, которую он, оказывается, все время носил на себе. Только о ней почему-то ни слова не упоминалось раньше, а Стас вроде как уже несколько раз щеголял перед Томой без рубашки. Так что, раньше она ее не видела? Где была эта иконка?

    Концовка вывела все к Стокгольмскому синдрому, но, опять же, в рамках истории созависимость и болезненная связь Томы со Стасом так слабо показана, что Тому после этих слов:


    По дороге я буду думать о том, какое будущее у нас может быть при таком прошлом. Я думаю о том, что мы скажем нашим детям. «сынок, однажды я чуть не убил нашу маму. А мама за это хотела похоронить меня живьем». Это будет странно. Мы никогда не будем нормальной семьей.

    Просто фактом своего существования я буду временами выводить его из себя. А он будет таскать меня за волосы по всему дому. Мне останется только периодически выкапывать ямы в огороде. И хоронить его. А потом откапывать. А наши дети будут тихо сходить с ума.

    хочется наградить только почетным званием "идиотка года". А уж в мифическое исправление Стаса я не верю и подавно.

    Если вам тринадцать - возможно, вы будете в восторге от этой книги. Если вам двадцать и больше - вряд ли.

    Содержит спойлеры
    4
    850