Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Invisible Life of Addie LaRue

V. E. Schwab

  • Аватар пользователя
    Аноним24 мая 2023 г.

    Чтобы читать книжки Шваб, нужно относиться хорошо к несколько асоциальным девушкам. Судя по статистике, мне они нравятся. Что Лайла из Оттенков Магии, что Инеж из Шестерки воронов, что в этот раз Адди. Ну, на хороший вкус я никогда и не претендовала, что тут скажешь.

    Что записало Аделин Ларю в асоциальные ряды? У нее нет дома и вещей, она не оставляет никаких следов и живет воровством и знакомствами на раз, потому что ее забывают стоит только отвернуться. Ну и вообще ее история начинается три сотни лет назад с того, что она категорически не хочет замуж, что нонсенс для французской деревни восемнадцатого века. Хотя не сказать, что на Адди и сегодня не посмотрели бы косо за это, но пришлось бы всего лишь пару раз поругаться с родственниками. В восемнадцатом веке приходится заключать сделку с богом/дьяволом/мраком и исчезнуть из жизни, как и не было никогда никакой Аделин. Забавно, что, убегая от участи быть обычной женщиной того времени, ей все равно приходится за годы учиться ею быть. Чтобы зарабатывать себе на еду, ночевать не только на улицах, отыскивать людей искусства и впечатлять их за один день настолько, чтобы оставить свой след в мире через их произведения.

    Вся книга в целом маскируется под романтическое фэнтези, но делает это плохо, потому что в ней от и до сквозит то, что она об идеях, которые переживают своих создателей и оставляют самые глубокие следы. Ну как минимум потому, что Шваб не умеет не говорить об этом в лоб. Первую треть страниц невозможно отделаться от чувства, что предварительно автор посмотрела «Век Адалин» и решила написать уже свою историю о девушке, которая живет долгие годы, пока не встречает того самого особенного мужчину, который эти годы весьма сокращает. И вот уже идея перекроилась в Аделин, хотя сама она ассоциирует себя с Дорианом Греем, конечно, с курткой заместо портрета. В дополнение «Незримая жизнь Адди Ларю» воскрешает практику говорящих фамилий, которая, мне казалось, давно уже отошла от дел. Но нет, если заняться натягиванием совы на глобус, то имя главной героини отсылает к фильму, а фамилия на англоязычных обложках писалась “LaRue”, оно же «улица» с французского, оно же единственное, что я оттуда помню. Своего почти личного дьявола Адди назвала Люком от Люсьена и Люцифера в одном светлом лице. А единственный человек, который запомнил Адди и стал самой уникальной снежинкой ее жизни, Генри Штраус - обладатель тоже подходящей ему фамилии и не только потому, что он делит ее с композиторами. Это, кстати, момент, который мне не понравился, что в этой версии истории периодически упоминаются значимые личности, особенно творческие, в контексте сделок. Выглядело несколько дешево.

    Почему я хочу сказать, что книга, несмотря на весь свой романтизм, об идеях, потому что отказываюсь думать, что она все же об отношениях. Иначе это выйдет история о том, как девушка способна и триста лет спустя влюбляться в людей с идеальной на ее вкус внешностью, не взирая вообще на то, что там внутри. В крайнем случае – о том, насколько для нее важно, чтобы кто угодно помнил о ней и разделял то, что с ней случилось. Мне не нравятся обе версии, потому что в плане отношений из Генри альтернатива еще хуже играющего с Адди Люка. Это, конечно, можно сказать, что он продал душу, потому что ему недоставало любви, но вообще-то ему недоставало цельности. Если раз за разом люди говорят, что им сложно с тобой, потому что ты сам не знаешь, чего хочешь, то может быть они все-таки правы в том, что стоит разобраться с самим собой и выстроить взаимоотношения с собой, а не ждать, что окружающим ты будешь интересен вот прям таким, какой есть. Так что я останусь при той версии, где Генри стал удобным инструментом для Адди, чтобы стать законченным произведением, которое останется страницами на полках и историей в читателях, и может быть однажды перерастет во что-то следующее. Идеи ведь живее людей?

    По итогу же «Незримая жизнь Адди Ларю» легко читается, захватывая все свободное и не очень время под себя, с чем далеко не всегда справляются книги куда меньших объемов. История Адди хорошо сбалансирована между событиями прошлого и будущего, не уходя в длительные отступления о выживании, особенно в военные годы, чтобы не нарушить общую атмосферу, которая подчеркивает мнение Адди, что в ее выживании много трудностей и боли, но это все стоит пройти ради доли хороших моментов и соприкосновения с красотой. И даже некоторое подобие любовного треугольника с классическим выбором между двумя мужчинами (а тут еще и практически с одним лицом) книгу не портит. Шваб, как писатель местами опытный, оставила себе возможность как оставить Адди в покое, а роман законченным, так и написать продолжение. Если оно когда-нибудь будет, то я обязательно его почитаю. А как минимум – посмотрю экранизацию, чтобы сравнить, во что превратилась первоначальная идея, пройдя несколько воплощений.

    5
    636