Рецензия на книгу
Cari Mora
Thomas Harris
Count_in_Law23 мая 2023 г.У стариков иногда что на уме - то на языке, и чихать на возможные последствия.Давайте честно и сразу с главного: эта книга не настолько плоха, насколько кажется, глядя на её среднюю оценку на LiveLib.
Она просто безумно вторична. А еще отстала от жизни лет эдак на 40, словно всё то время, что мы тут жили, развивались, осваивали новые сюжеты и учились заигрывать с более сложными персонажами, Томас Харрис почивал на лаврах имени Ганнибала Лектера, а теперь на старости лет, к своим 78 годам, неожиданно очнулся, выдал первый роман за 13 лет (а без своей любимой подпорки-Лектера и вовсе первый аж с 1975 года) - а мы тут чего-то вдруг недоумеваем, что это было.
Да ничего особенного не было. Просто тот же трюк, что и раньше - с поправкой на ушедшее время, возраст автора и моду на Лисбет Саландер.Серьезно, книги про Лектера ведь написаны ничуть не лучше - тот же рубленый, ничем не примечательный слог, те же крайне прямолинейные герои с ровно двумя качествами (гений-психопат, упертая-умница), примерно настолько же правдоподобные сюжетные повороты.
Беда в том, что мы попали под обаяние экранизации и прочего уже давно, а потому приемлем, а это вот нам подсовывают только сейчас, в нашем измененном и во многом избалованном обилием всякого-разного состоянии сознания, так что не катит.
В 80-е и даже в 90-е еще как вкатило бы, я уверена.Впрочем, о сюжете.
Кари Мора - молодая колумбийская беженка с неопределенным иммиграционным статусом и всеми преимуществами и издержками ребенка войны. Запугать её с таким прошлым почти невозможно, поэтому она без проблем работает смотрителем в жутковатом особняке, некогда принадлежавшем известному главе наркокартеля Пабло Эскобару, а потом также без проблем вступает в противостояние с мерзким типом, планирующим нарыть в этом самом особняке якобы припрятанное там Эскобаром золотишко.
На этом сюжет можно считать законченным, дальше одна только игра в "кошки-мышки", "понятые-подставные" да "приятные второстепенные персонажи гибнут первыми".Отчаянно ли это плохо?
На мой взгляд, не так уж, если успеть вовремя переключиться с серьезных щей и ожиданий "крутого триллера" на более легкое комедийно-приключенческое настроение в духе какого-нибудь опереточного "Романа с камнем", где злодеи и отгрызающие конечности крокодилы настолько суровы, что даже юный Майкл Дуглас не до конца вывозит.
Здесь, кстати, тоже есть крокодилы. Которые не только отгрызают, но даже разгрызают. Правда, серьезнее от этого происходящее не становится. (Мне очень понравилось сравнение одного зарубежного критика, который написал: ты будто пришел смотреть классический немой хоррор "Носферату", а потом выяснилось, что попал на абсолютно фарсовых болтливых "Реальных упырей").Проблемы, конечно, есть.
Например, с главгадом, который социопат не хуже Лектера за минусом ума, зато с непременным физическим отклонением - полностью безволосым телом. Более того, от злодея ощутимо припахивает серой (без шуток!), у него немецкое имя (Ганс-Петер Шнайдер) и тяга к меланхоличным экспериментам на живых и не очень людях (по роду занятий торгует женщинами-ампутантками, подогнанными под фетиш клиента, а в свободное время с интересом наблюдает, как надоевшие дамочки растворяются в машине для жидкой кремации, пока он принимает душ).
Гадостей с ним связано немало, на то он и главгад. Вот только веет от него какой-то старорежимной литературой - что от кивков в сторону надоевшей темы полусатанинских нацистских экспериментов, что от полного отсутствия мотиваций.Еще страннее выглядит сочетание всех этих ужасов и звериной борьбы за жизнь и золотишко с комедийными моментами и - внезапно! - социальной повесткой.
Главная героиня работает волонтером в центре спасения морских птиц.
Майами как город гибнет в силу многих неблагоприятно сложившихся обстоятельств.
Беженцы во всю прыть лезут в Америку не от хорошей жизни.
12-летняя боевичка Кари вопреки приказам военных командиров заводит трепетную дружбу с пожилым профессором, похищенным революционерами.
Во всём этом сквозит такая жизненность и убедительность, которая никак не сочетается ни с карикатурными гангстерами, ни с изо всех сил динамичным приключением, в которое то и дело сползает повествование.Временами возникает ощущение, что автор пишет о предмете, который по-настоящему его трогает и злит.
Порой кажется, что это просто какая-то подделка романа Томаса Харриса - или пережиток давно ушедшей литературной эпохи.
А иногда все-таки получается отключить критический настрой и насладиться удачными моментами, каковые тут, как ни крути, тоже имеются.
И я сейчас не только о крокодилах, хотя местами они того, конечно, достойны.
Опыт нас только украшает...Приятного вам шелеста страниц!
25627