Рецензия на книгу
Удержать небо
Лю Цысинь
Аноним22 мая 2023 г.Зачем искать инопланетян, если есть китайцы?
Какая же трудная книга! Первые несколько рассказов (особенно про сельского учителя) было сложно пройти через плотное сопротивление — почти помехи! Разумом и логикой я восхищалась красотой мысли и умопостроений автора, но эмоционально чувствовала стойкое отторжение. И дело не в описании нищеты горной деревни или каких-то других реалий, а в... фатализме? Слово неправильное, но в одном из рассказов автор приравнивает судьбу к смерти, говоря, что никто её не избежит.
Наверное, была бы у меня электронная книга, я бы бросила точно на рассказе про заградительные помехи — очень страшно, просто жуть! И рада, что дочитала до конца, потому что в конце меня ждало сокровище! «Мыслителя» нужно включить в школьную программу и заучивать отрывки наизусть, по моему мнению. Возможно, за 400 страниц я привыкла к другому взгляду на мир и уже не сопротивлялась, но это самое красивое, что я читала за последнее... сколько помню. В центре сюжета — история любви, но мне кажется, что речь не только и не столько о любви. Не только и не столько о любви между двумя людьми — любви, которая не случилась, как не случилось ни одной цельной и чёткой мысли или даже ощущения у него, Мыслителя.
В «Сельском учителе» поразил эволюционистский взгляд на образование и какая-то грустная насмешка (как в финале «Идиота» над человечеством, которое личиком не вышло, а поди ж ты, к звёздам хочет). В «Переселенцах во времени» напугала идея про идеальное бытие = небытие. Читая «Пылающие недра», я наконец нашла, откуда выплыло название сборника! «Заградительные помехи» ужасают — ужасное, ужасное, ужасное произведение! Ужасное от начала и до конца, в каждой ситуации и сюжетном повороте, хотелось бить автора его же книгой по голове очень долго. «Море сновидений» вызвало оторопь — на что готовы пойти ради искусства? Что есть, кроме искусства? Остальные рассказы не вызвали сильных эмоций, но «Мыслитель»... За «Мыслителя» я готова простить даже чудовищные «Помехи».
И действительно, в каждом рассказе есть момент преодоления — выбора, поворота, решения. Каждый вроде бы заканчивается на высокой ноте, даже мажорной, но внутри выстроенной тональности эта нота частенько звучит зловеще и гулко, на мой европейский вкус, как удар в большой гонг.
Словом, давно мне одна книга не приносила столько противоречивых эмоций и ощущения общения с кем-то максимально инаковым. Как будто совсем другой язык, который я понимаю вроде бы головой, но нужно над каждой фразой останавливаться и сверять: а что я там понимаю, а?
9340