Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
ArmenMadoyan22 мая 2023 г.В тот день, когда люди станут сами разъезжать в первом классе, а книги будут возить в товарных вагонах, наступит конец света.
В 1982 году комитет Нобелевской премии по литературе решил удостоить самую престижную премию колумбийскому писателю Габриэлю Гарсия Маркесу с трактовкой: «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». Маркес считается одним из родоначальников нового направлении в литературе, которое называется магический реализм. Роман «Сто лет одиночества» - эта одна из самых важных и фундаментальных книг XX-ого столетия, одновременно являясь самым лучшим показательным примером этого же магического реализма.
Сюжет пересказывать не буду, оно и так знакомо почти всем. Это прекрасное творение описывает не только историю целого континента и живущих в ней людей, но и в главном образе, олицетворяет историю всего человечества - не ограничиваясь ни страной, ни национальностями. Маркес в примере одного города и одной семьи показывает то, чего может достигнуть человечество в промежутке ста лет. А итог будет одним и тем же, пока человек не поменяет своё мышление или не сделает конечную переоценку ценностней. Литературный язык Маркеса просто неописуем - этим нужно только наслаждаться, а в подаче и формулировке идей - ему нет равных во всем литературном мире.
Я влюбился в «Сто лет одиночество» с первого же предложения книги: «Пройдёт много лет, и полковник Аурэлиано Буэндиа, стоя у стены, в ожидании расстрела, вспомнит тот далёкий день, когда отец взял его с собой посмотреть на лёд». Можно только позавидовать гениальностью Маркеса и его уму, которая так красиво со стороны литературной структуры, в одном простом предложении, окунает читателя и в прошлое, и в настоящее, и в будущее. Нужно только почувствовать грань человеческого безумия, которая в минуту самых важных и губительных часов жизни, во время расстрела, думает исключительно об очень простой, но одновременно важной части его жизни. В этот момент ты вдруг понимаешь, что в повседневной суете мы ценим то, что не важно, одновременно обесценивая то, что является истинно важным. Ведь, как говориться, всё важное - это и есть всё простое. В этом произведении таких примеров очень много. Маркес пишет о столетней истории семьи Буэндии, рисовая историю полной порока, разврата, любви, ненависти, лишений, отваги, смерти и конечно же, при всем этом, историю переполненным его величеством - ОДИНОЧЕСТВОМ. Все люди в конечном итоге одиноки изнутри, и каждый одинок по своему.
В книге очень много отсылок. Одним из них, с моей точки зрения, является имя цыгана Мелькиадеса. Мне кажется, она взята из испанского Mil quedes - то есть тысяча остановок. Ещё одна нитка повествования, которая мне показалось имеет большую идеологию, является появление в Макондо цыган с их чудными представлениями в необразованной среде. По-моему этим Маркес пытается спросить нас, являемся ли мы по настоящему цивилизованными, или лучше быть далекими от всей цивилизации, оставаясь чистыми и непорочными.
Честно говоря, Габриэль Гарсия Маркес является одним из моих любимых авторов, и говорить о «Сто лет одиночестве» можно бесконечно, но так и не найти самых подходящих слов, чтобы до конца понять глубину этого великого творения. Наверное, Маркес и сам не смог осознать, какое произведение он написал.
«Сто лет одиночества» определённо из ряда тех книг, про которых говорят: «Книги, изменившие мир. Писатели , объединившие поколения».
Magníficamente …….
5177