Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дэвид Копперфилд

Чарльз Диккенс

  • Аватар пользователя
    Аноним20 мая 2023 г.

    Из-за большой любви к викторианской Англии и глубокого уважения к Чарльзу Диккенсу я выбрала для прочтения один из самых известных его романов-“История Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим”. Казалось, что после книги “Большие надежды” нельзя создать более трогательных и ярких персонажей, но здесь позврослевший Диккенс явно превзошел свое раннее творение.
    Несомненно, что сам Дэвид Копперфильд-прообраз самого автора, который он описывает с явной любовью. Рожденный без отца, в одиноком поместье Грачевник, мальчик растет кротким и беззлобным, окруженный заботой матери и преданной служанки. Но как и во многих книгах Диккенса, путь героя к счастливому финалу долог и тернист-радость жизни омрачается суровым отчимом, тяжелой наукой в школе и борьбой с судьбой за право быть счастливым.
    Поразительно, что спустя столько лет и сюжет, и персонажи книги ярко отображают нашу повседневную действительность: и главные, и второстепенные герои в той или иной степени похожи на нас сейчас.

    Сам Дэвид-тот самый положительный персонаж, который не гнется и не ломается под жизненными ударами. Познавая мир путем проб и ошибок, он полон сострадания и добра к другим людям, пытается разобраться в себе и всегда идет вперед. Ему не сочувствуешь, им восхищаешься-даже поспешный брак с бесхарактерной женой не превращает Дэвида в тирана или слюнтяя, а открывает в нем его больше хороших качеств.

    Мистер Мардстон и его сварливая сестра несут на себе тяжелое бремя отрицательных героев - они олицетворяют собой все самые характерные черты психологических абьюзеров. Все, что они делают направлено только на получение собственной выгоды и удовлетворения извращенного эгоизма. Однако нетрудно догадаться, что под маской власти скрываются жалкие, бесхарактерные люди со страхом к обычной жизни.

    Мистер Микобер и его семейство- вот уж где чувство юмора Диккенса развернулось на полную катушку! Перед читателем класичесские жертвы, которые отыгрывают привычный им спектакль из жалости, манипуляций и напыщенных слов. Все, что нужно им - это сострадательные зрители с тугими кошельками. Однако каждую сцену с Микоберами автор настолько пропитывает трагичным комизмом, что поневоле вместо ненависти начинаешь сочувствовать героям. Мистер Микобер-один из немногих сложных героев в книге, которому нельзя дать точное определение положительного или отрицательного персонажа.

    Стирфорт-типичный самодовольный нарцисс, зависимый от одобрения окружающих. Пользуясь своей импозантной внешностью и положением в обществе, он привык видеть в людях нужные ему игрушки, которыми можно поиграть, поломать и бросить. Он не успевает дорасти до абсолютной сволочи, но его трагическая кончина является абсолютно закономерной для сюжета.

    Урия Хип выглядит убедительнее всех в роли токсичного и льстивого манипулятора, который выжидает удобный момент и нападает со спины. Но сладкий снаружи, Урия абсолютно пуст внутри, он словно сам себя выжег дотла желчью и завистью, лишен не только морали, но и обычных эмоций. Урию постоянно хочется сравнить с пауком, который плетет искусную сеть интриг и лжи вокруг своей одурманенной жертвы. Когда его махинации разоблачают, читатель торжествующе хлопает в ладоши и смеется от радости - главный негодяй романа наконец получил по заслугам!

    И вишенка на торте- великолепная Бэтси Тротвуд, бабушка Дэвида с явной ненавистью к ослам. Тут прямое попадание к сильным и независимым женщинам и один из самых удачных диккенсовских персонажей-острая на язык, непоколебимая в собственной правоте женщина, которая стальной рукой направляет и Дэвида, и мистера Дика. Но под суровым нравом престарелой амазонки скрывается и нежность, и доброта, и потрясающая эмпатия к близким людям.

    Несмотря на сложные сюжетные развилки (только любовных линий в романе пять), автор не позволяет читателю заблудиться и тонко сводит все тоненькие ниточки в основной сюжет. Особенно поражает его умение раскрывать внутренний мир героев не только через диалоги и поступки, в его книгах даже самые мелкие детали работают на сюжет и позволяют разглядеть в мельчайших черточках и инфантилизм Доры, и гнусность Урии, и скромную шизофрению мистера Дика.

    Динамики здесь ровно столько, сколько нужно, диалоги не топят своих героев, но больше всего Диккенс любим мною за свой неповторимое умение в правильной дозировке сочетать романтизм и реализм, трагедию и комедию. В случае с “Дэвидом Копперфильдом” у него получился великолепный роман с потрясающими персонажами, который можно со вздохом облегчения и умиротворенной улыбкой закрыть на долгожданном хеппи-энде.

    10
    968