Рецензия на книгу
Маскарад
Михаил Лермонтов
Аноним19 мая 2023 г."Но я не бог, и не прощаю!.."
Пьеса "Маскарад" написана Лермонтовым в 1835 году. В ней поэт отображает жизнь высшего света тридцатых годов позапрошлого века. Первое действие разворачивается в игорном доме, второе перемещает героев на маскарад, спрятав истинные облики персонажей под маски, а в третьем мы можем увидеть публику на балу. И лишь четвёртое, отредактированное, действие показывает дом Арбениных. Среди героев фигурируют баронесса и князь. Сам Арбенин не принадлежит к высшей знати, о таких как он делает едкое замечание Казарин:
Как многие игрой достигли до чинов, из грязи
Вошли со знатью в связи...Назвать трагедию Арбениных семейной было бы не совсем точно - она, скорее, социальная. Да, Евгений вспыльчив, ревнив, дерзок.
Когда обижен – мщенье! мщенье,
Вот цель его тогда и вот его закон.Но кто подтолкнул его к мщенью, кто создал обманчивую ситуацию, распускал слухи и писал письма?
Из виноватых можно составить долгий список.
Баронесса, делавшая авансы князю, но испугавшаяся огласки так и заявляет: "Нет, я себя спасу… хотя б на счет другой". Еврей Шприх, желающий услужить, быстро разносит сплетни. Неблагодарный князь Звездич, которого Арбенин спас от позорного проигрыша, тоже виновен в своей слепой настойчивости. Казарин, втягивающий Арбенина в игру... Когда к каждому персонажу имеются претензии, то понимаешь, что автор пьесы выставил всех в неблагоприятном свете. Подтверждает выводы и заключительный диалог родственниц Нины.
Племянница
Ма tante! какая же причина
Тому, что умерла кузина?
Дама
А та, сударыня, что глуп ваш модный свет.
Уж доживете вы до бед.Главные герои драмы "Маскарад" - Евгений Арбенин и его жена Нина. Однако в пьесе есть такой диалог:
Петков
Настасья Павловна споет нам что-нибудь.
Нина
Романсов новых, право, я не знаю,
А старые наскучили самой.Оговорку с именем героини исследователи творчества Лермонтова не считают случайностью, видя в ней прямой намёк на реально произошедший случай. Подтверждает версию то, что поэт не хотел кардинально переделывать финал драмы, когда цензура не принимала её из-за "слишком резких страстей", требуя примирения между господином и госпожой Арбениными. Примирение изменило бы идейный смысл произведения, и история получилась бы иная. В итоге пьеса претерпела три авторских редакции (к нам дошла вторая редакция), но так и не была поставлена на сцене в своё время.
63834