Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
Аноним19 мая 2023 г.Все, что дает дьявол — иллюзию
С июня 1928 года по всей России было закрыто свыше 500 храмов, в Москве ежегодно проводили "антипасху" и "антирождество", во время которых жгли иконы. 85 лет назад, 5 декабря 1931 года, в Москве был взорван главный собор России — храм Христа Спасителя. Такой приказ отдал Сталин — храм не вписывался в атеистическую идеологию СССР. И только спустя более 60 лет он был отстроен заново. И вот в эту неупорядоченную Москву, на Страстную седмицу приезжает Воландовская свита...
Наверное, у каждого человека есть такие книги, к осознанному прочтению которых приходишь со временем. В моем случае это Мастер и Маргарита. Мне потребовалось два года, чтобы наконец-то прочитать от и до и глубоко полюбить эту историю. Меня всегда удивляла ее популярность, то, что для многих людей нет ничего лучше Мастера и Маргариты (как раз в марафоне русской классики, в котором я участвую, эта книга обсуждается более всех остальных). Теперь я понимаю, чем она так цепляет, но это не что-то определенное. Каждый находит в романе что-то свое: для кого-то это колоритные герои, романтический и динамичный мистический сюжет, для других философские и христианские мотивы о дьяволе, Иисусе, Понтии Пилате и Левие Матфее, других занимают всевозможные отсылки на историю, литературу и биографические моменты из жизни автора. Мне стали интересны вообще все пласты романа, я полюбила его именно за эту глубину, многоплановость, за то, что развивает интерес к знаниям. Никогда мне еще не хотелось настолько досконально изучать книгу, чтобы распутать все ниточки, из которых она состоит. В этом я нашла для себя большое удовольствие, а Булгаков раскрылся для меня как чрезвычайно образованный автор.
Не смотря на то, что роман сложен по части построения и заложенных в него идей о добре и зле, сам слог автора простой и приятный. Булгаков не занимается украшательствами текста, а пишет очень душевно, с иронией и хорошими шутками, как друг. При этом он грамотно подбирает для определенного события особенную интонацию и ритм, отчего в моих мыслях выстраивалась идеальная картинка, а к ней добавлялись и музыка, и оттенки. Например, большинству известная встреча Мастера с Маргаритой по меланхолично-красивому настроению прямо противоположна серьезным и философским эпизодам в Ершалаиме, а эти — развязной сатанинской вакханалии на балу. Булгаков был режиссером театральных постановок, но я не сомневаюсь, что из него получился бы и лучший режиссер кино!
Говоря о сюжете романа, хочу вернуться к началу своей рецензии. Есть предположения, что прототипом Воланда (Сатаны) был сам Сталин, человек, хладнокровно распоряжавшийся судьбами людей, тайно ночью отправляющий людей на пытки. Но что меня ввело в сомнения относительно Воланда — то, что он приехал в Москву посмотреть изменилось ли человечество за века, проучить людей порочных, поиздеваться над московской публикой, жадной до денег, трусливой и предающей. Его образ очень неоднозначен, и не заключается в одном Сталине. Как и у всех королей, у Воланда есть свита: Фагот-Коровьев, Кот-Бегемот, Азазелло и Гелла. Каждый персонаж очень яркий и запоминающийся, мой любимец — очаровашка Бегемот, фразочки которого хоть на стенах пиши. Для Воланда люди уподобляются бесам, и он награждает их иллюзиями, ведь только это может дать дьявол. Но не только ради проверки посетил Воланд Москву — ему нужна была королева бала, а должна была ею стать девушка милосердная, в которой течет королевская кровь, с именем Марго. Королеву нужно было осквернить, чтобы зло восторжествовало. Я думаю, что Воланд и Маргариту проучил, потому что и она не была без пороков, и все его "вежливое" обхождение с королевой, даже весь этот бал — очередная игра с человечеством. В романе абсолютно нет здоровой любви, но есть прощение всем тем, кто обладает милосердием. И пока оно существует — мир не будет захвачен злом.
Воланд пробыл в Москве всего четыре дня, а происходящее в романе просто не укладывается у меня в такой короткий срок! Занимательно еще и то, что Воланд со свитой покидают Москву накануне Пасхи.
Сама концовка меня очень поразила, но больше вызвала вопросов, чем внесла ясность. Но я просто не представляю, как еще идеальнее мог закончиться этот роман.
"Мастер и Маргарита" точно не рассчитан на одно прочтение, поэтому я обязательно буду к нему возвращаться, больше изучать, и открывать для себя каждый раз что-то новое.14573