Рецензия на книгу
Fahrenheit 451
Ray Bradbury
knigogOlic27 февраля 2014 г.От печали до радости как… от антиутопии до реальности: рукою подать
Как там у Набокова? - «Колыбель качается над бездной». Если верить антиутопиям, колыбель человечества действительно качается над бездной. А у меня во время чтения «451° по Фаренгейту» из стороны в сторону раскачивался маятник впечатлений. И вот как это было:
Сначала:
Я в печали.
Не от того, что книги так легко горят. Не от того, что пес такой злой и противный. Не от того, что люди все больше пустеют и обезличиваются. Не от того, что общество – «потребления» и нескончаемого потока увеселения. Хотя, кого я обманываю, и от всего этого тоже. Но больше – от того, что я самый медленный читатель на свете. От того, что до сих пор прочла лишь самый мизер. От того, что память ни к черту, и даже эта капля в океане вспоминается с трудом. От того, что количество книг в шкафу, на столе, под столом, рассованных по всем углам старой комнаты 7x3, пока превышает количество книг в моей голове. От того, что ключик от памяти подобрать очень сложно. От того, что вместилище это не такое просторное и безграничное, как хотелось бы. От того, что зачастую каждая последующая книга вытесняет в нем предыдущую…
Потом:
Я в радости.
Не от того, что книги в голове очень непросто горят. Не от того, что мой механический пес был белый и пушистый. Не от того, что остается очень много людей стоящих, по-настоящему интересных и глубоких (и это не просто пафосная фраза). Не от того, что общество – еще не мыслительный импотент. Ах, опять лукавлю: и в этом заключаются поводы для радости. Но больше – от того, что, хотя я и самый медленный, но не единственный читатель на свете. От того, что мой мизер в совокупности с каплями других составляет целый океан. А то, что не вспомнится мне, вспомнится другим. От того, что книги не только в моей голове, но и в твоей тоже. От того, что таким образом получается очень большое и объемное хранилище, в котором книги уже не теснятся, но вполне вольготно соседствую друг с другом. От того, что эта ходячая библиотека пока еще надежно защищена невидимыми, но непроницаемыми огнеупорными стенами. Что ни один, даже самый маленький и проворный пожарник туда не пролезет и не превратит своим маленьким огнеметом белые страницы в серый пепел. А знания, они словно феникс, снова и снова возрождаются к новой жизни.
Немного позже:
Я в печали.
Потому, что не я написала эту книгу.
Потому, что она так быстро закончилась.
Потому, что не могу кинуть сообщение на почту Рэю Брэдбери и выразить ему свои слова благодарности.
А следом:
Я в радости.
Потому, что я хотя бы прочитала эту книгу.
Потому, что она вовремя закончилась.
Потому, что такие писатели, как Рэй Брэдбери, наверное, уходят куда-то ввысь, вверх (в какой бы форме этот «вверх» ни существовал). Как по мне, они должны попадать прямиком в писательский Эдем, у врат которого их неизменно встречает Вергилий с веселенькой табличкой Welcome to Paradise! Сам туда доступа не имея, он передает каждого вновь прибывшего в руки заботливого стража, сберегающего всю поступающую корреспонденцию (а потому, так или иначе, но моя признательность до него дойдет).
Спустя какое-то время:
Я в печали.
Когда думаю, что между его антиутопией и нашей реальностью очень зыбкая грань.
По сути, сейчас мы упираемся ногами в две разные поверхности: одной - в трясину, а другая еще ощущает твердую почву. Описанное Брэдбери постиндустриальное общество уже достигло совершенства в искусстве отчуждения (да-да, опять оно самое). Что ж, удивляться здесь нечему. Как люди могут любить, дружить, если отказались от необходимых предшественников этих чувств – общения и разговора. Нормальные человеческие отношения здесь постепенно отмирают, трансформируются в жалкие симулякры, копии копий, подобие подобий. Это гиперреальность, которую заполонили игра и развлечения (причем, самого низкого пошиба), отвечающие за так называемое «счастье», оно же «спокойствие». Все, что имеется в активе (или в пассиве?), - это суррогат чувств. А если и появляются еще зеленые ростки, потенциально плодотворные (опасные) и способные продуцировать что-то новое, иное, отличное от общепринятого стандарта, они непременно выслеживаются и загубляются на корню. Про все остальное даже и говорить не стоит. Вы и сами все знаете.
Когда осознаю, что книге седьмой десяток пошел, а она не устаревает, да наоборот, еще и фортели тут выкидывает: вся такая современная, актуальная, остросоциальная барышня, одевается по последним модам, выражается по-злободневному, а в ее глаза запросто можно глядеть как в зеркало (пусть и немного искривленное).
И сразу после:
Я в радости.
Когда думаю, что в ее годы постараюсь быть такой же мудрой и прозорливой.
Когда позволяю себе выдумки о том, что в гараже у Рэя Брэдбери не только машина счастья, но и машина времени завалялась, та, что и перенесла его точнехонько в 2014. Он же, такой хитрец, подсмотрел, что тут у нас происходит и книжку про это написал. Оговорка: не книжку, а книжищу, конечно, в которой он оставил нам свое послание. И мой неуклюжий message благодарности – ничто, по сравнению с его. А вот учтем мы его или нет, примем во внимание или же отмахнемся, - это уже покажет время.На этом моя зебра скакать перестала, и в тот же момент маятник окончил свое движение. И знаете, если за черной полосой еще следует белая, «значит, все не так уж плохо на сегодняшний день». А для полной радости (и чтобы наш маятник всегда останавливался в нужной точке) – интенсивный курс книготерапии нам в помощь. Спешим воспользоваться этой возможностью по полной! Только тсс, ни звука. Большой Брат не дремлет. Ой, это же совсем другая история. Или не совсем?...
1434