Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дядюшка Наполеон

Ирадж Пезешк-зод

  • Аватар пользователя
    Anais-Anais26 февраля 2014 г.

    "Мы все глядим в Наполеоны" А.С. Пушкин

    За 5 минут до прочтения:

    Современная иранская книга… Что я вообще знаю об иранской литературе? Приходят на ум «Шахнаме», стихи Саади, отчего-то «Сказки тысячи и одной ночи» и … все.

    Думай, говорю я себе, ты же, черт побери, считаешь себя интеллигентным человеком! Неужели ты не читала ни одной более современной иранской книги? Честно думаю. Вспоминаю «Персеполис» Маржан Сатрапи. Далее на иранскую тему в голове крутятся только исламская революция и нежно любимые фильмы иранской новой волны.
    Что ж, тем более пора ликвидировать безграмотность и расширять горизонты, думаю я, и открываю книгу…

    После прочтения:

    Море удовольствия. Оказалось, что современный иранский роман – это смешная, умная, добрая, человечная и, вместе с тем, ностальгически-грустная и умная книга. И она далеко не только об одной иранской семье, но и обо всех нас - романтически влюбляющихся, обижающихся друг на друга, скандалящих со своими «половинами», завидующих, прощающих или желающих «страшной мести», о наших комплексах, о мечтах, фантазиях и о столкновении мечты и реальности.

    Автор с первых страниц погружает читателя в атмосферу довоенного Тегерана: сухой горячий воздух, сад, огороженный забором, цветы, которые нужно каждый день поливать, куст шиповника, так любимый дядюшкой, большая и беспокойная семья…

    Пока читаешь «Дядюшку Наполеона» успеваешь привыкнуть и привязаться к персонажам так, как будто это твои южные родственники и друзья, у которых ты побывал в гостях. Романтичный юный рассказчик, влюбившийся в черноглазую кузину, но знающий о любви лишь из историй о Лейли и Меджнуне, и Фархаде и Ширин. Грозная воительница Азиз-ос-Салтане, гоняющаяся с ножом за своим супругом Дустали-ханом, проявившим себя как настоящий Дустали-хам, совсем не похожая на «угнетенную женщину Востока». Остряк и балагур Асадолла мирза, не пропускающий ни одной юбки, прячущий за образом неутомимого бабника душевную рану. Инспектор Теймур-хан с его «техникой мгновенного ошарашивания», приносящей такие удивительные результаты в расследованиях, и его ушлый «практикан» Гиясабади , свирепый мясник Ширали, вооруженный бараньей ногой, и его любвеобильная красавица-жена, вдохновенный враль Маш-Касем, начинающий каждый свой фантастический рассказ риторическим вопросом «Зачем мне врать?». И, конечно же, главный герой – дядюшка Наполеон – «маленький человек» с большими амбициями, за неимением возможности командовать армией, пытающийся командовать своей семьей.

    В семье постоянно кипят нешуточные страсти, любая мелочь может рассорить отца рассказчика с шурином-«Наполеоном» и привести к длительным «военным действиям» с привлечением многочисленных союзников в лице родственников, знакомых, соседей и даже полиции. По ходу романа будут ссоры и примирения, соблазнения и свадьба, драки и потасовки, полицейские расследования и шпионские страсти. Ругаются и мирятся герои с южной страсть, пылом и невероятно забавно, одаривая друг друга цветистыми и яркими восточными эпитетами, которые могут нехило обогатить «скандальный» лексикон любого читателя. При этом за всеми «скандалами, интригами и расследованиями» этого семейства чувствуется привязанность родственников друг к другу. Разругавшись вдрызг, герои скучают по тихим вечерам с нардами и шербетом, и преданный слуга не случайно замечает, что «аристократ» дядюшка Наполеон и его «простонародный» свояк в глубине души друг друга любят и нуждаются друг в друге.

    «Мой» герой, безусловно, обаятельный ловелас Асадолла мирза, легко цитирующий классическую поэзию, но также прекрасно знакомый с европейским кино, единственный герой, понимающий суть происходящего, иронизирующий над «заморочками» родственников, но тем не менее раз за разом творчески распутывающий узлы конфликтов. Конечно, жить с таким человеком не пожелаешь и противной Фарохлеге-ханум, но для путешествия в Сан-Франциско – это лучший попутчик!

    За комедийным, почти фарсовым фасадом этой книги скрывается и необыкновенно трагическая история – и это вовсе не история о «несчастной» любви юной Лейли с ее кузеном. Настоящий трагический герой – это, конечно же, дядюшка Наполеон – «маленький диктатор», не нашедший себе места в реальной жизни и «переехавший» на ПМЖ в страну фантазий. Портрет дядюшки – классическое описание страдающего невротика во власти внутреннего конфликта. И автору прекрасно удалось проиллюстрировать процесс невротизации одним условно «больным» человеком окружающих его условно «здоровых» людей. Дядюшкино самодурство и многочисленные фанаберии – не его выбор, а единственно возможный вариант поведения человека, попавшего в тески неразрешимой проблемы. Признать, что его величие – мнимое, означает полностью обесценить свою жизнь, продолжать упорствовать в доказывании самому себе своего величия – по-настоящему, без дураков, заболеть и полностью оказаться во власти параноидального страха мести «коварных англичан».

    Кроме крайностей: трагедии и комедии, роман наполнен еще и светлой меланхоличной ностальгической грустью человека, вспоминающего свое детство и юность, времена, когда «деревья были большими», зеленый плов особенно ароматным, щербет особенно сладким, а черные глаза кузины особенно прекрасными. Это и тоска взрослого человека по детству, и тоска эмигранта по родине, и вечные писательские поиски «утраченного времени».

    Подводя итоги, могу сказать лишь одно – рекомендую книгу всем ибо хороша. Зачем мне врать? )))

    54
    313