Рецензия на книгу
Дракула
Брэм Стокер
Marlentochka26 февраля 2014 г.Прошла уже неделя, как я прочла эту книгу, а рецензия на неё упорно не хотела писаться. Наверное слишком много крови было в реальной жизни. Но, большие диктаторы, как и знаменитые вампиры все равно не вечны, а кончина в обоих случаях чаще всего становится позорной и бесславной. В любом случае, мы сейчас говорим не об этом.
Начнем с того, что у меня были более завышенные ожидания и требования к этой книге. Согласна, это все стереотипно- когда думаешь, что в книге должно быть очень много крови, что должно быть более подробно описано пребывание этого-бедного-опять-забыла-имя в замке Дракулы, да и вечеринка с тремя дамами уж больно быстро закончилась! Я только вошла во вкус и начала себе представлять всякое, а тут опять - где то далеко запел петух, внезапный рассвет - все разошлись спать по гробикам.
Еще один небольшой минусик книги (хотя это опять мое больное восприятие психует и я забываю, когда писался данный роман - да еще и не один год), это затянутость повествования - мы сейчас привыкли к более поспешному развитию событий, у нас ведь нет времени сидеть и слушать длинные учения о морали, философии и спасении души.Так, откинув все эти условные недостатки, вызванные не самой книгой, а, скорее всего, личностными особенностями восприятия, я довольно заявлю, что книга просто чудесная. Повторю уже наверное тысячный раз, что Стокер создал уникальный мир, в котором Князь Ночи живет по своим правилам. Сначала меня очень прельстили описания самой Трансильвании (ибо она на самом деле очень прекрасная и таинственная, и даже просто проезжая эти горы и ущелья ты чувствуешь мощную энергию: ты либо сгибаешься под ней, либо питаешься ею). Трансильвания действительно очень особенная по своему расположению - на скрещении путей с Валахии, Буковины и Венгрии, она впитывала в себя мультикультурность и многонациональность приближенных земель (что сохранилось и по сей день - вы только посмотрите этнический состав Буковины). В то же время, Трансильвания стала известной и практически синонимом вампиризма только после выхода романа Стокера (да, теперь меня преследует навязчивая идея поехать по "стопам Дракулы" и осмотреть старинные замки и поместья Трансильвании).
Кстати говоря, у Стокера не наблюдается перегиба с описаниями местности/пейзажей/природы, как бывало грешили этим писатели тех времен. Именно местность стала еще одним ключевым героем книги, появляется она редко, довольно не на долго, но настолько ярко и точно, при чем проявляется в таких незначительных деталях! Например, чем дальше на Восток, тем чаще замечал герой опоздание поездов на час, а то и на два, и он себе думал, что в Китае у поездов совершенно нет расписания. Будапешт он описал всего несколькими фразами, но даже их достаточно для того, чтобы влюбится в этот город. В Венгрии - уже на самой границе с Трансильванией - его кормили традиционным в этих краях блюдом - мамалыгой, как он удивлялся: "очень простая каша с кукурузной муки, но до чего же вкусная!" - а теперь представьте восхищение человечка, который вырос на этой мамалыге. Да еще и на Буковине (что не так далеко и от Трансильвании)!!!
Сюжет я пересказывать не буду, думаю, его и так все хорошо помнят (если не путают с сюжетами многими экранизациями и постановками по мотивам книги), но герои мне понравились - Ван Хельсинг особенно, конечно. Девушки - да, по обыкновению слишком ранимые и слишком много переживают, если бы я в их возрасте падала в обморок от каждого взгляда, брошенного на них (в котором, по их мнению, скрывался глубочайший смысл и подтекст) - страшно подумать, что с ними случалось, когда их замуж звали, - то я бы давно лежала в гробике - не как вампир, а как среднестатистический труп, съедаемый червячками). Но это я уже слишком увлеклась, завидуя, что не было в моей жизни дня, когда меня три мужчины бы замуж звали*. Совершенно ясно, что все герои наделены необычайным "благородством души, чистотой сердца и храбростью духа", и что страдают они от бед других горше, чем от своих собственных - это даже не обсуждается. Больше всего мне понравился стиль мышления Ван Хельсинга - вот вроде бы и ученый, но понял, что тут нужно брать на вооружение мифы и предания; вот вроде и тянет за собой кресты/колы/чесноки/облатки/распятия, но в то же время очень тонко анализирует развитие и "взросление" Дракулы. Позже, воспитанные на фильмах и других книгах, мы верим, что вампиры наделены чуть ли не сверхъестественным умом (вон Эдвард Каллен какая умничка - Дракула небось еще два раза сам на кол сердцем прыгнул от стыда за такого потомка), но тут очень интересно объясняется "философия мышления вампира" - и его взросление, и развитие, и как он вообще решил выбраться из глубинки в большой город, занимался бы дальше свои дауншифтингом, все равно денег у него было предостаточно.
Конец мне показался слишком "скоропостижным", что ли. Один человек из отряда бойцов с вампирами убит как то довольно небрежно и слишком легко цыганами, которые сначала рьяно рвутся в бой, а потом так же рьяно уносят ноги. Кончина Дракулы уж слишком быстрая и простая, еще немного пафоса ему бы не повредило, не каждый день же умирает такой.... эммм.... получеловек - назовем это так. Идея долго и неспешно развивалась, а потом сложилось впечатление, что рассказчик увидел настоящего вампира и по-быстренькому решил все завершить.
В любом случае - моя личная оценка 8/10. Книга бесспорно увлекательная, интересная, оригинальная. Это сейчас тематика вампиров стала настолько попсовой и затасканой, что я не удивилась бы, если бы люди начали скоро вместо приветственных поцелуем кусать друг другу в шею, но я себе только представляю, какой фурор она вызвала в свое время! Я даже позавидовала немного первым читателям "Дракулы"..... Это классика мистики - качественная, хорошая, вызывающая легкую дрожь и давая вкусную подпитку фантазиям любой извращенности.
Отдельно хочу отметить аудиовариант книги ( к сожалению, не помню, кто читал - но в котором есть музыкальные вставки - там очень атмосферная музыка, звуки воя волков (я в маршрутке слушала и мне было страшно - откуда среди белого дня волки в маршрутке то!) и начитка в целом достойна наивысших похвал!
1965