Рецензия на книгу
Записки о Кошачьем Городе
Лао Шэ
Аноним11 мая 2023 г.Перечитав на днях Нацумэ Сосэки - Ваш покорный слуга кот , я по ассоциации вспомнила о китайских литературных кошках. Ну что ж, после сатиры японских почитаем китайскую фантастическую антиутопию с элементами сатиры. Я не люблю антиутопии и сатиру, очень избирательно отношусь к фантастике и не испытываю интереса к китайской литературе. Поэтому чтение этой книги оказалось для меня мощным выходом из зоны читательского комфорта.
Как я и ожидала, любви не случилось. Не потому, что читать было скучно – скучно как раз не было. Но это тот род литературы, который всегда оставляет после себя болезненные ощущения. Мне всегда казалось, что люди, которые любят антиутопии, должны обладать очень крепкой нервной системой, но я не такова. Чтение об отвратительных и мерзких вещах удовольствия мне не доставляет, а отвратительного и мерзкого в этой книге достаточно.
Самая первая ассоциация с этой книгой – приключения Гулливера в стране лилипутов. Космический корабль, на котором рассказчик прилетает на Марс, разбился, и он вынужден задержаться на планете, населенной людьми-кошками. Но не это не те пушистые ласковые мурлыкающие создания, которых мы так любим. Это жестокие злобные эгоистичные существа, живущие в коррумпированном упадническом государстве, лишенные какой бы то ни было человечности. Вся их жизнь построена на употреблении дурманных листьев, которые являются и наркотиком, и способом выжить, и средством платежа. Этот одурманенный мир словно вывернут наизнанку, все сферы жизни доведены до абсурда. Дети в семь лет поступают в институт и в тот же день получают диплом, ученые распродают музейные ценности, люди-кошки легко убивают друг друга…
Кто-то находит в книге параллели с современной Россией, кто-то утверждает, что автор имел в виду Китай 30-х годов. Не готова делать выводы, но вот под кошкизмом явно подразумевается коммунизм.
Итак, народ становился беднее, потому что во время раздоров и драк не обращали внимания на экономику. И тут появился кошкизм – он вышел из народа, вырос именно из экономических проблем. Раньше перевороты не приводили к свержению императора: монарх объявлял, что целиком верит какой-нибудь из свор, иногда даже становился ее вождем, поэтому один поэт торжественно назвал нашего императора «хозяином всех свор». Только кошкисты первые убили императора. Но после того, как власть перешла к ним, было истреблено немало народу, потому что они требовали уничтожить всех, кроме преданных кошкистов и мяуистов. Убийства, конечно, никого не удивили – в Кошачьем государстве всегда легко убивали. Если б вместо негодяев действительно встали у власти крестьяне и рабочие, это было бы совсем неплохо. Но кошки остаются кошками и во время переворотов: они не убивали, например, тех, кто платил выкуп. В результате невинные погибли, а негодяи уцелели. Эти спасшиеся проходимцы влезли в свору, начали интриговать, и с тех пор расправы утратили уже всякий смысл.
Кроме того, чтобы улучшить жизнь, нужно было первым делом изменить экономическую систему, а во-вторых, воспитать в людях желание жить друг для друга. Но наши кошкисты не имели никакого понятия об экономике и тем более о новом воспитании. Кончив убивать, они вытаращили глаза, захотели помочь крестьянам и рабочим, но обнаружили, что ничего не смыслят ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности. Поделили между крестьянами землю, долго думали, сажать ли дурманные листья, и, прежде чем деревья выросли, все голодали. Для рабочих дела вообще не нашлось. Снова начали убивать. Так иногда сдирают шкуру вместо того, чтобы почесаться.
Кошкизм разделил судьбу многих заимствованных нами учений. В других государствах они становятся прекрасным средством лечения общества, а у нас превращаются в сплошное самобичевание. Мы никогда не думаем, не смотрим правде в глаза, поэтому и получаем от переворотов одни разрушения. Другие извлекают из них новые мысли, новые планы, а мы устраиваем революции только ради шумихи, потому что ничего не знаем, ничего не делаем, забываем о том, что революционное дело требует от человека высоких духовных качеств, – только нападаем друг на друга, прибегая к самым подлым приемам. Пока мы занимались убийствами да таращили глаза, вождь кошкистского движения сам стал императором. Кошкизм и император – это ведь совершенно несовместимо, похоже на дурной сон! Но у нас такие вещи не удивительны, потому что мы абсолютно не разбираемся в политике. Кошкизм тоже привел к воцарению Его Величества, и все успокоились. Император благоденствует, по-прежнему зовется «хозяином всех свор», а кошкизм прозябает между этими сворами!Мир людей-кошек хорошо продуман, позабавил момент о том, что люди-кошки произошли от кошек, как мы от обезьян. Но в целом это одна из тех книг, которые хочется поскорее забыть.
Разумеется, ничем хорошим книга кончиться не может – это мир обречен на уничтожение. Печальная история. Наверное, она несет урок и предостережение, но разве кто-то когда-то извлекал уроки из книг?8606