Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ложится мгла на старые ступени

Александр Чудаков

  • Аватар пользователя
    Аноним25 февраля 2014 г.

    Книга Чудакова посвящена его детству и юности, а еще в большей степени - истории выживания отдельно взятой советской семьи в условиях войны и тоталитарного государства. Книга показалась довольно интересной, особенно "робинзонские" ее части - как пахали, как варили мыло, как делали сахарную патоку, как вымачивали кожи и т.п. Многое из этого я помню еще по рассказам мамы и бабушки. Человеческий документ - конечно, да еще какой! Поэтому книгу читать однозначно стоит.

    Чего мне в книге не хватало... Хмм... Может быть, хотелось бы не столько пересказа известных и неизвестных событий, а их переосмысления. Да в первые годы, когда мы только стали узнавать все подробности того, что творилось в 30-50е годы, была необходима просто информация об этом - кто-то называл ее правдой, кто-то чернухой - это уже вопрос оценки. Но информационный голод даже и в конце 80х- начале 90х был огромный. И все же с тех времен прошло уже больше 20 лет. Теперь, когда первый голод удален, хотелось бы почитать что-то, что включало бы в себя не только описание, а и осмысление недавней истории страны, в которой и красные, и белые, и лагерники, и НКВДшники, и интеллигенция и менее образованная часть населения, даже стукачи - ВСЕ были наши люди. Поэтому мне лично странно в 21 веке читать про "них", которые виноваты во всем. Причем эти нехорошие "они" у Чудакова каждый раз разные - то это понятные товарищи из органов и партийные выскочки, то - чеченцы или эвакуированные, которые "ничего не умели" и не хотели работать на земле, то казахи, которым в отличие от других можно было держать лошадей, и которым чужды были лекции о международном положении, читаемые отцом Антона, А порой к злокозненным "им" причисляется вообще всякое "простонародье". Ведь, если убрать робинзонские подробности выживания в условиях отсутствия ВСЕГО, вся книжка в сущности о том, насколько семья Антона превосходила всех остальных в физическом, моральном и интеллектуальном отношениях.

    17
    67