Рецензия на книгу
Пятая колонна
Эрнест Хемингуэй
Аноним8 мая 2023 г.Седьмого ноября я выпью кофе на Гран Виа… Четыре колонны — со мной, а пятая — в Мадриде (с)
Гениальный человек гениален во всем, даже в своих не самых сильных и удачных произведениях, что бы там не говорили критики. "Пятая колонна" считается единственной пьесой автора [хотя если уж быть дотошным, то у него и раньше случались пробы в драматургии - например: Эрнест Хемингуэй - Сегодня пятница , которая из-за своих размеров причислена к рассказам], не самая простая для понимания, глубокая, многогранная, чистейший Айсберг во плоти, хотя при чтении складывается ложное мнение о ее легкости и невесомости. Да, написана пьеса действительно легко, живо, драматично - и тут даже не про внешне-революционные мотивы, а про психологизм и внутреннюю борьбу героя, который подобно республиканцам сражается со своей личной пятой колонной.
В центре повествования - 1936 год, Испания, Мадрид, отель "Флорида". Именно здесь временно обитают и пытаются "строить свою жизнь" герои пьесы в то время как за окном разрываются снаряды и идут артиллерийские обстрелы.
Здесь не хуже и не лучше, чем в любом другом месте. Серьезно.
Безопасность - не совсем то слово; в наше время безопасность не в ходу- Дороти Бриджес - высокая красивая блондинка, в образе которой воплотилась ностальгия по мирной жизни с ее благами, мечтами, идеалами и желаниями. Она журналистка, добровольно поехавшая в Мадрид для того, чтобы освещать события военного времени [автобиографичненько и интересно было узнать потом чуть больше о третьей жене автора - Марте Геллхорн]. Не могу сказать, чтобы те самые события хоть как-то ее трогали или будоражили - скорее она воспринимает все через призму возможной выгоды: поработаю тут, а надоест - уеду. Она не самоотверженный camarada, отстаивающий идеалы и принципы свободы для других, она просто женщина, которая оказалась в непростое время в этом месте, которая отчаянно хочет любви, ласки, спокойной жизни подальше от этих ужасов, хочет удовольствий и праздника. Да, временами меня коробило ее отношение к людям, ее презрительные возгласы на запасы, присылаемые дипмиссией во время голода, ее, в конце-то концов, пелерина из шкурок, купленная за гроши, но в то же время ее просто по-человечески жаль.
- Филип Ролингс - агент контрразведки, работающий под прикрытием над заданием поимки голоса, который бы мог раскрыть личности неприятеля. За видимой праздностью и веселостью, которая по-началу показывается в пьесе, скрывается сильный, но очень уставший мужчина, который четко знает и понимает - зачем и ради чего он находится в этом месте. Но жизнь штука непредсказуемая и каким бы умным, сильным, ловким и умелым бы ты ни был - любовь все равно тебя найдет. К двойной жизни агента добавляется еще одна, в которой он может мечтать и до поры до времени предаваться грезам под покровом ночи, шепча нежности и сердечные признания, о которых приходится забывать с рассветом. Мне верилось в его чувства и в сложность предстоящего выбора, однако был ли на чаше весов долг как таковой для меня было не совсем очевидно. "Nothing personal. It's just a job" - гораздо лучше бы подошел в этой ситуации, хотя и идеологические нотки в этой борьбе были.
Пожалуй, в самой пьесе мне понравилась больше не центральная тема выбора и драма, а историческо-бытовая часть [хотя именно ее автор не ставил во главе], которая фоном проходила через всю пьесу [и тут пошло поехало: нужно же прочесть и про гражданскую войну, и про франкистов, и про последующую диктатуру и нейтралитет в ВМВ], и изнанка работы контрразведчиков: слежка, отвлекание, поимка, допросы; вечный недосып и жизнь на волоске без привязанностей одним днем. Целый мир на 160 страницах, наспех написанный на коленке в том же самом отеле, который не покидает тебя после прочтения и от которого как-то невыносимо грустно.
48627