Рецензия на книгу
Гордость и предубеждение
Джейн Остин
Rama_s_Toporom5 мая 2023 г.Роман и его дешёвые заменители.
"Гордость и предубеждение", 2005 год и книга Джейн Остин. Заменитель и оригинал.
Запихнуть сюжет насыщенного событиями романа размером почти полсотню страниц в полный метр оказалось так себе идеей. Получился дарсисодержащий продукт с мотивацией героев идентичной натуральной, с ароматизаторами и добавками в формате вольных диалогов и режиссёрского видения.
С частью сюжетных линий откровенно слитых или провисших до состояния "ружьё Бондарчука".
И подбор актёров оставляет желать лучшего.
Начнём с отца. Мистер Беннет в романе:
"В характере мистера Беннета так затейливо сочетались живость ума и склонность к иронии, замкнутость и взбалмошность, что за двадцать три года совместной жизни жена все еще не сумела к нему приноровиться."
Обаятельный Бенджамин Уитроу подошёл идеально, а вот Дональд Сазерленд напоминал тёмную сторону мистера Беннета (без светлой) и мне в роли отца семейства показался никаким. Иронии и живости ума там было маловато, а мрачности многовато.Миссис Беннет:
"Разобраться в ее натуре было намного проще. Она была невежественной женщиной с недостаточной сообразительностью и неустойчивым настроением. Когда она была чем-нибудь недовольна, она считала, что у нее не в порядке нервы. Целью ее жизни было выдать дочерей замуж. Единственными ее развлечениями были визиты и новости."
В фильме её сыграла Бренда Блетин и впечатление было, что со стороны режиссёра попытка оправдать поступки матери и показать её более жизненной провалилась. Мне снова не хватило живости в образе персонажа. В романе настолько живые и характерные персонажи, что войти в роль не должно было стать проблемой.Есть претензии и к самой атмосфере фильма.
То ли нам хотели показать дикое и мрачное, грязное средневековье, то ли не было годных исторических консультантов, но одежда героев и быт в фильме оставляют желать лучшего.Того самого, что нам уже показали в мини- сериале 1995.
Полный метр вынудил из-за хронометража отказаться от части персонажей:
"Когда незерфилдская компания вступила в бальный зал, обнаружилось, что она состоит всего из пяти человек: мистера Бингли, двух его сестер, мужа старшей сестры и еще одного молодого джентльмена."
В фильме их всего трое: Бингли, Дарси и сестра Бингли.
"Мистер Бингли оказался молодым человеком с благородной и приятной наружностью и непринужденными манерами. Обе сестры его — особами изящными и весьма светскими. Его зять, мистер Хёрст, с трудом мог сойти за дворянина."
Актёр Саймон Вудс прекрасно сыграл этого аристократичного раздолбая.А с мистером Дарси вышла промашка. Вот его характеристика из романа:
"Зато друг мистера Бингли, мистер Дарси, тотчас же привлек к себе внимание всего зала своей высокой статной фигурой, правильными чертами лица и аристократической внешностью. Через пять минут после их прихода всем стало известно, что он — владелец имения, приносящего десять тысяч фунтов годового дохода. Джентльмены нашли его достойным представителем мужского пола, дамы объявили, что он гораздо привлекательнее мистера Бингли, и в течение первой половины вечера он вызывал всеобщее восхищение. Однако позднее, из-за его поведения, популярность мистера Дарси быстро пошла на убыль. Стали поговаривать о том, что он слишком горд, что он задирает перед всеми нос и что ему трудно угодить. И уже все его огромное поместье в Дербишире не могло искупить его неприятных и даже отталкивающих манер. Разумеется, он не заслуживал даже сравнения со своим другом.
Вот Дарси глазами Элизабет Беннет:
"У него очень насмешливые глаза, и если я сама не буду с ним достаточно дерзкой, скоро я стану его побаиваться."
Но сыграть это лицом не смог ни Колин (он создал своего Дарси, мрачного, надменного типа), ни Мэттью Макфейден, который сначала никакой, а потом старательно изображает побитую собаку. И, прасцици, но аристократической его внешность назвать не возможно, а уж тем более отыскать насмешливость в стеклянном взгляде.
Теперь главное.
В романе симпатия со стороны Дарси к Элизабет зарождается постепенно. В фильме этот момент совершенно слит. От признания в беседке под дождём зритель охреневает вместе с мисс Беннет. Потому что, с чего бы? Ничто не предвещало. Режиссёр не стал с этим заморачиваться. Весь вложился в отображение возникновения ответных чувств? Всю химию между главными героями профукали.Слиты подобные мелочи, которые совсем не мелочи:
"миссис Хёрст пела вместе с сестрой. И пока обе они были заняты, Элизабет, перебирая разбросанные на инструменте ноты, невольно заметила, как часто останавливается на ней взор мистера Дарси. Она никак не могла предположить, что столь выдающийся человек ею любуется. Вместе с тем, мысль о том, что он смотрит на нее именно потому, что она ему не нравится, казалась не менее дикой. В конце концов ей оставалось объяснить его внимание только тем, что среди присутствовавших в зале людей в ней он находил больше всего черт, не отвечающих его идеалам. Эта догадка нимало ее не огорчила. "Кузен Коллинз в исполнении Тома Холландера слишком хорош для такого персонажа. Он отыгрывает немного занудного, но в целом симпатичного дядьку и совершенно не понятно, что это Элизабет отказывается от брака с ним. Вот в мини - сериале Коллинз сразу вызывает отторжение, как и в романе:
"Подавленный отцовским воспитанием, первоначально привившим его характеру раболепие, позднее он приобрел самодовольство недалекого человека, который живет сам по себе и неожиданно рано преуспел в жизни. Благодаря счастливой случайности он подвернулся вдове сэра Льюиса де Бёра в тот момент, когда освободился хансфордский приход. Почтение к ее высокому рангу, благоговение перед личностью патронессы и вместе с тем высокое мнение о собственной персоне, авторитете священнослужителя и правах главы церковного прихода сделали из него человека, в характере которого своеобразно сочетались высокомерие и угодничество, самодовольство и униженность.
Обзаведясь приличным жильем и вполне достаточным доходом, он возымел намерение жениться."
В фильме его леди Кетрин пнула на поиски жены. Зачем бы ей это? Очередной немотивированный поступок. Ружьё Бондарчука?В романе хорошо показан поворот Коллинза в сторону Шарлот:
"Он почти не разговаривал с ней и в течение всего вечера уделял столь высоко ценимое им внимание одной мисс Лукас. И, охотно поддерживая с ним беседу, Шарлот оказала подруге и всей ее семье весьма своевременную услугу.
Следующее утро не улучшило здоровья и настроения миссис Беннет. С физиономии мистера Коллинза по-прежнему не сходило выражение уязвленного самолюбия. Элизабет надеялась, что обида заставит его преждевременно покинуть Лонгборн, но планы гостя не изменились: его отъезд был назначен на субботу, и именно в субботу он намеревался от них уехать."
В фильме Шарлот (к слову, вполне симпатичная Клоди Блейкли) просто объявляет, что выйдет замуж за Коллинза, орёт на Элизабет и сваливает в дождь. В романе прекрасно раскрыто в диалоге между подругами, что одна сочувствует другой. Но понимает её.Этот сюжетный момент, точнее подоплёка поступков персонажей, тоже слита:
"...мисс Бингли хотела бы женить брата на мисс Дарси еще и потому, что, как она полагает, при одной родственной связи между семьями, ей будет легче добиться второй. План этот в самом деле не лишен остроумия. Пожалуй, он мог бы увенчаться успехом, не будь у нее на пути дочки леди де Бёр."
Мисс Бингли вообще слишком лояльна к Беннетам в фильме и лишена своей стервозности. Пресный проходной персонаж.Гардинеры показаны смазано и эпизодически, хотя в романе Элизабет имела весьма доверительные отношения с тетушкой. Как и с сестрой Джейн. Но это лишнее. А вот грязный задний двор или тесные тёмные дома, где проводят балы, - это не лишнее, это в самый тазик. Дочь дворянина босиком в навозе, на качельках, которые висят между коровником и свинарником - это прям правда жизни, ага. Да и, собственно, излишне стройная Кира Найтли сильно выпадает из сюжета про новое время, нося платья совсем не стиля ампир, потому что режиссёра ампир бесит.
"наконец, Райт просто ненавидел платья с силуэтами в стиле ампир, которые были в моде в эпоху Регентства. «Я считаю, что платья в стиле ампир очень уродливы, – сказал он. – Поэтому мы использовали моду более раннего периода, когда талия на платьях была ниже и более лестной»Да мы поняли, именно поэтому, а не потому, что в верхнюю часть платья с талией под грудью актрисе, игравшей Элизабет, нечего было положить, в отличие от имевших нормальные формы женщин того времени.Уикхем (в фильме Руперт Френд) в романе достаточно долго крутится вокруг Элизабет, но в полный метр не влез даже Дени, какое уж тут изображение полноценного флирта.
И большие яйки свина-производителя в кадре не случайно, режиссёр такой затейник. Ещё у фильма два финала: один для британцев, другой для американцев. Оба стремные. Лучше бы оставили книжный.
Подытоживая всё вышесказанное, могу отметить, что это весьма слабая экранизация и книга лучше.
Причём, не только оригинальный роман, который остроумен, динамичен и вне времени, как и любая классика. А вообще, любая рандомная книга лучше.
Сравнивала манеры английской аристократии в естественной среде обитания и в кинематографе по допу ДП 2023, команда Котья рать.
11333