Рецензия на книгу
The Ballad of Songbirds and Snakes
Suzanne Collins
Аноним27 апреля 2023 г.Десятые Голодные игры объявляются открытыми! Потом, спустя многие годы, они превратятся в напичканное технологиями реалити-шоу, хорошо известное нам по трилогии, ну а пока что это просто гладиаторские бои в замкнутом пространстве разрушенного амфитеатра. В столицу трибутов доставили в вагонах товарняков, содержат впроголодь в клетках местного зверинца на потеху зевакам, и далеко не все из них доживут до начала Игр. Правительством постоянно муссируется идея о том, что в дистриктах живут исключительно дикари, и убийство девушкой-трибутом своего ментора становится для него просто подарком небес: вот видите, видите, о чем мы вам говорили! И плевать, что это сама Арахна спровоцировала нападение своей загнанной в угол, обезумевшей от голода подопечной:
– Арахна Крейн, мы, граждане Панема, клянемся, что твоя смерть не будет напрасной! Когда нападают на одного из нас, мы даем сдачи и бьем в два раза сильнее. Голодные игры состоятся, и мы проведем их с доселе невиданным размахом, а твое имя мы добавим к длинному списку тех, кто пал, защищая правое дело, защищая свою страну! Твои друзья, твоя семья и твои сограждане приветствуют тебя и посвящают тебе Десятые Голодные игры!
Вот так горластая и вздорная Арахна стала героем, павшим за правое дело.
Однако среди жителей Капитолия, и даже среди молодежи, немало противников Игр:
– Как думаешь, Голодные игры теперь отменят?
– Без понятия. Сначала Арахна, потом похороны… Если Игры и будут, то, наверное, позже. Я знаю, тебе они не нравятся.
– А тебе? Они вообще хоть кому-нибудь нравятся?! – воскликнула Клеменсия.Ведь минуло всего лишь десять лет с тех пор, как закончилась война, и воспоминания о ней еще слишком свежи в памяти капитолийцев. Они помнят, что по сути не так уж сильно отличаются от жителей дистриктов, поскольку тоже выживали, как могли. Однако недовольные выражают протест единственным доступным им способом - не смотрят Игры. Тот же, кто осмелился выступить против режима, жестоко за это поплатится, ведь в стремлении укрепиться на вершине Олимпа... то есть Панема кучка власть предержащих не пощадит никого.
Как и в трилогии "Голодные Игры", в центре сюжета "Баллады…" также находятся двое молодых людей, которых свели вместе обстоятельства, но эта пара совсем из другого теста, нежели "несчастные влюбленные из Двенадцатого". Перед нами восемнадцатилетний Кориолан Сноу, ученик выпускного класса Академии, потомок некогда знатного, а ныне обедневшего рода. Он всеми силами пытается сохранить хорошую мину при плохой игре, ни в коем случае не показать, как туго идут дела в семье. Повествование на этот раз ведется от третьего лица, но фокальным персонажем является именно Кориолан, поэтому события книги подаются нам через призму его видения.
На этих Играх впервые вводится система трибут-ментор, и в подопечные Кориолану достается Люси Грей Бэрд - представительница Двенадцатого дистрикта, бродячая артистка, попавшая на Игры в результате вероломства местного мэра и его дочери. По сути дела, Люси Грей - это дипломный проект Кориолана и его ключ к светлому будущему. Изначально между молодыми людьми даже возникает некоторое подобие любви, которая тут, конечно, весьма условная. Ее скорее можно назвать легким увлечением, вспыхнувшим под воздействием момента: она - обреченная жертва, а он - единственный, кто может помочь ей выжить. При этом оба остаются себе на уме: Кориолан ни на миг не прекращает своего самолюбования, а Люси не верит возлюбленному до конца, и вряд ли ее можно осудить за это.
Оба центральных персонажа непросты. Люси Грей возникла из ниоткуда и исчезла в никуда, как и ее тезка из старинной баллады. Девушка умеет нравиться публике, эффектно обставить свое выступление, она дерзкая и смелая, уже само первое ее появление привлекает к ней всеобщее внимание. Она - артистка, и этим все сказано: сложно утверждать наверняка, где она настоящая, а где просто блестяще играет роль. Что же касается Кориолана, он умен, превосходно умеет просчитывать последствия своих поступков, к проводимой правительством политике относится в общем-то скептически, а распорядитель Игр доктор Галл, которая явно ему покровительствует, вызывает у него подлинный ужас. Но меж тем ему изначально были присущи такие черты, как честолюбие, амбициозность, эгоистичность, надменность. Если на протяжении всей книги Кориолан еще как-то балансирует между добром и злом, черным и белым, то в конце становится понятно, что главное для него - в любой ситуации выйти сухим из воды, и неважно, какую цену придется за это заплатить его близким - или тем, кто себя таковыми считает.
Очень неоднозначное произведение, написанное уже более серьезным, "взрослым", языком, с неоднозначными главными героями, более плавным, чем в трилогии, хотя местами и несколько затянутым повествованием.
А еще эта история заполняет белые пятна, оставленные трилогией: мы узнаем, кто написал знаменитую песню, а также - почему не сохранилось видеозаписей тех самых Голодных Игр, на которых победу впервые в истории одержал трибут из Двенадцатого (о чем косвенно упоминает Китнисс в первой главе первой книги), равно как и причины особой "приязни", питаемой президентом Сноу к упомянутому дистрикту, а еще - к сойкам-пересмешницам. Случайно ли это вышло или Коллинз с самого начала задумывала написать приквел?
4427