Рецензия на книгу
Папийон
Анри Шарьер
winpoo16 февраля 2014 г.Я прочитала «Мотылька» много лет назад и, помнится, с жаром рекомендовала его родным и знакомым, находясь под ярким и острым впечатлением. Почти «Граф Монте-Кристо»! Но, как говорится: найдите десять отличий. Первое: в сравнении с романом А. Дюма, здесь ты сразу отдаешь себе отчет, что это не просто вымысел, какими бы необычными ни казались приключения героя. Читая эту книгу, многократно убеждаешься, что жизнь всегда богаче своими хитросплетениями, чем любой даже самый искусный вымысел. А уметь достоверно и «вкусно» смешать вымысел с реальностью - искусство. Второе: флер биографичности (автор утверждал, что действительно сидел в тюрьме во Французской Гвиане) делает повествование не просто авантюрной историей, а драмой конкретного человека, поэтому сопереживаешь ему сильней и доверчивей. Третье: эта книга реально учит (!) - не сдаваться, не признавать себя побежденным, не смиряться с неудачами, а добиваться того, что ты считаешь главным, не считаясь с временными и личностными затратами. Такие книги обязательно надо читать в юношестве, хотя и взрослым – ещё не поздно. Четвертое: книга лишена избыточного героического пафоса «огня, воды и медных труб», она, скорее, психологична. Пятое: рассказанная история концентрирует внимание читателя не только на подвигах и авантюрах и «bravery», но в не меньшей мере – на страданиях, слабости и отчаянии, на тех жизненных моментах, когда, казалось бы, почти не осталось сил бороться за себя. Шестое: сюжет книги не столько однозначно архетипичен (бессмертный герой всё преодолевает и всё получает… - почти как в сказке), сколько прецедентен (герой теряет и находит, побеждает и проигрывает… - почти как в жизни) – вслед за «Папийоном», как кажется, появились сюжеты типа «Бангкок Хилтон». Седьмое: в этой книге есть своеобразная внутренняя философия, которая, хотя и незамысловата, лучше многих учебников рассказывает о том, что такое дружба, риск, отвага, предательство… Восьмое: книга написана очень «визуально» - ландшафты и интерьеры возникают в сознании читателя почти зримо, как картины: шум моря, свечки кипарисов, гулкие стены подвала, муки голодовки… Девятое: в книге хороший центральный символ (бабочка), который, как атлант – небо, «держит» на себе многие невысказанные смыслы сюжета. Мотылек – символ свободы и «иного мира», в который угодил герой, символ души и трансформации, превращения… Десятое: это очень «мужская» книга, создающая из отваги и жажды свободы, помноженных на благородство и терпение, пусть не вполне реалистичный, но привлекательный образ «настоящей» маскулинности.
16342