Рецензия на книгу
Мальчик в полосатой пижаме
Джон Бойн
natalya-ershova-7124 апреля 2023 г.Экспедиция в ад
Видимо, не зря говорят астрологи, что если встречаются те, кто родился в один день и один год, они разделят одну судьбу… Разве думал отец девятилетнего Бруно, отправляясь с семьей в Аушвиц по особому распоряжению фюрера, что заплатит жизнью сына за "почетную" должность коменданта концлагеря? Но, как оказалось, невозможно воспитывать ребенка в рыцарских традициях древнего дворянского рода и одновременно отдавать приказы на уничтожение сотен людей "низшей" расы…
Маленький исследователь, оказавшийся предоставленным самому себе (ведь родители были заняты важными делами!), как когда-то в Берлине, решил осмотреть Аж-Высь, куда занесла его судьба, приведшая в конце концов к железной проволоке, за которой он увидел Шмуэля, мальчика в полосатой пижаме, рожденного, как и он, пятнадцатого апреля тысяча девятьсот тридцать четвертого года. Бруно считал узников Аушвица фермерами, а родители с этим не спорили, не зная, как объяснить ребенку, которого до этого воспитывали в христианских традициях, что его отец руководит истреблением людей, считавшихся в нацистской Германии "подлежащими уничтожению". И мальчики, которых оторвали от привычной им жизни в родном доме, от прежних школьных друзей, не могли не подружиться, ведь по большому счету они были очень похожи и характерами, и отношением к жизни. Общение Бруно и Шмуэля во время тайных встреч по разные стороны колючей проволоки закончилось тем, что Бруно, как настоящий друг, решил помочь Шмуэлю найти его отца, непонятно куда пропавшего несколько дней назад. Находчивый мальчишка смог проникнуть за колючую проволоку, надев ставшую кому-то ненужной полосатую пижаму…
Одноименный фильм британского режиссера Марка Хермана, на мой взгляд, более глубокий, чем произведение Бойна. Эпизод, когда мальчики оказались в газовой камере, и финал, когда мать поняла, где находится ее сын, не оставят равнодушными ни одного зрителя. Но исходя из того, что режиссер сначала стал читателем произведения, а потом уже создателем кинематографического шедевра, произведение Джона Бойна, действительно, способно вызвать сильный эмоциональный отклик и желание думать и говорить о том, что нельзя забывать и чего нельзя прощать даже через семьдесят с лишним лет после страшных преступлений нацизма…8839