Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Я умру завтра

Микки Спиллейн

  • Аватар пользователя
    Аноним23 апреля 2023 г.

    Каждому свойственно до последней минуты цепляться за жизнь. Это самое драгоценное, что у человека есть.

    Микки (Фрэнк Моррисон) Спиллейн (1918-2006 г.г.) американский писатель, автор произведений в жанре крутого детектива.  Его визитной карточкой стал созданный им частный нью-йоркский сыщик Майк Хаммер,  жесткий и агрессивный персонаж.


    Ему не нужна судебная система — он сам себе закон, следователь, судья и палач.

    Книга включает в себя два романа: Змея (The Snake) 1964 год и Торговцы смертью (The Death Dealers) 1965 год, а также сборник рассказов  Я умру завтра (Tomorrow I Die) под редакцией Макса Аллана Коллинза. Сборник впервые был издан в 1984 году.

    Змея  

    Криминальный боевичок с Майком Хаммером в главной роли. Крутой мачо, роковая красотка, ещё одна юная красотка, гангстеры/бандиты, которые с завидной регулярностью становятся трупами, полицейские. Все согласно заявленному жанру: "пять пуль = двадцати убитым" и фантастическая везучесть/ выживаемость главного героя.

    Была приятно удивлена не плохой детективной интригой, которая разворачивается вокруг юной красотки. А "вишенкой на торте" стала меткая стрельба тридцатилетнего трупа (в прямом смысле, трупу было тридцать лет).

    Торговцы смертью 

    Кроме Майка Хаммера,  Спиллейн создал ещё одного циклового персонажа - Тайгера Мэнна, стареющего шпиона. В романе Мэнну предстоит нелегкая задача: защитить арабского короля, который хочет заключить с США нефтяную сделку, от советских  агентов естественно препятствующих заключению этой сделки, а также выполнить ещё пару-тройку героических миссий.

    Антагонисты/протагонисты, пафосные речи, шпионские страсти, в духе Джеймса Бонда книжного, а не киношного.

    Я умру завтра (сборник)

    В небольшом предисловии от редактора Макса Аллана Коллинза говорится, что включенные в сборник произведения


    столь разные по объему и тематике, представляют многогранное творчество писателя, который, экспериментируя, совершенствует свое мастерство.

    "Смерть придет завтра" 1956 год

    Главный герой, бухающий в маленькой баре в каком-то захолустном городишке, где он оказался совершенно случайно проездом, становится заложником бандитов, которые хотят ограбить банк. В компании заложников вместе с ним мэр и его дочь. Интрига состоит в том, как развернется ситуация...

    Если бы писала отдельно отзыв на это произведение, назвала бы его "Герои все поняли, а я нет". Персонажи по очереди смотрят на главного героя и "все понимают" (цитата). Какой будет финал догадаться можно, только вот большая претензия к его логичности...

    "Девушка за изгородью" 1953 год

    Еще один рассказ с парадоксальной концовкой. Крупный беспринципный финансовый делец Уолтер Харрисон совершает самоубийство. Почему? Об этом рассказывает один из персонажей некий  Честер Дункан.  Развязка действительно весьма необычна, но у меня снова претензии к логике поведения героев.

    "Встань и умри!" 1958 год

    Митч Уоллер, пилот грузового самолета, от лица которого ведется повествование, вынужден катапультироваться, так его самолет терпит крушение. Он приземляется в небольшой долине, жители которой ненавидят чужаков и ведут уединенный образ жизни...

    Нетривиальное объяснение тайны долины и снова логика притянутая за уши.

    "Карманник" 1954 год

    Небольшая зарисовка о карманном воре, который встал на путь истинный. Проходной рассказ - ни о чем.

    "Кинопроба на Майка Хаммера" 1955 год

    Сценарий для кинопробы. Больше сказать нечего.

    "Моя месть — секс" 1984 год

    Якобы реальный разговор  самого Спиллейна (по утверждению Коллинза) и проститутки. Проститутка рассказывает историю своей жизни. Ничего оригинального.

    Внимание... Соберись и действуй! 1942 год

    Одно из ранних произведений Спиллейна.

    Вроде как иронический детектив или, точнее говоря, небольшая ироническая зарисовка про новичка-детектива, который получил свое первое задание. Больше похоже на комикс, что не удивительного, ведь Спиллейн начинал как автор комиксов.

    Записи о "золотой лихорадке" 1973 год

    Мошенника Визгуна застрелили прямо на ступеньках у здания суда. Его бывший сокамерник Фаллон пытается найти убийц Визгуна.

    Набор сцен не отличающихся логикой и смыслом. Рассуждения о мести за убийство друга.  Схватка с антагонистом. Секс, не с антагонистом... Даже Коллинз замечает, что рассказ написан "несколько небрежно".

    "Все следят за мной" 1953 год.

    Произведение по объему тянет на повесть. В городе объявляется таинственный убийца, который истребляет криминальных авторитетов. Убийцу никто  не видел, кроме  старьевщика Джоя. Каждый из бандитов начинает следит за Джоем в надежде, что тот выведет его на убийцу.

    Финальный твист просчитывается практически с первых страниц...

    Спиллейн в 50-60х годах, был одним из самых издаваемых писателей, а его детектив Майкл Хаммер стал популярным персонажем американской массовой культуры.

    Литературные критики и исследователи считают, что успех Микки связан с удачным сочетанием "грубоватого языка, жёсткости персонажей и обилием эротических сцен".

    Понятно, что крутой детектив - это  детектив-действие, которой строится на  экшен-сценах и неожиданных сюжетных поворотах. Спиллейн неплохо с этим справляется, но даже в рамках заявленного жанра хочется некой логичности поведения героев.

    Чтобы не быть голословной приведу один пример. Естественно уберу его под спойлер.

    Так в рассказе ""Девушка за изгородью" беспринципный и не отягощённый моралью персонаж влюбляется с подачи другого персонажа в слабоумную девушку. Девушка выглядит как "белокурый ангел", но развитие - малолетнего ребенка. Когда аморальный персонаж выясняет правду о своей возлюбленной (то, что она дурочка), самоубивается. Не верю!


    Рэймонд Чандлер, ещё один автор, писавший крутые детективы, называл работы Спиллейна "смесью насилия и неприкрытой порнографии". Может быть в то время, они так и смотрелись, сейчас сложно согласится с этим определением. К тому же перевод скорее всего был сделан ещё в советские времена. Предполагаю, что некоторые сцены могли быть вырезаны цензурой.


    Да, когда в твоем распоряжении все куски головоломки, сложить ее не так уж и трудно.

    В заключение хочу сказать. Пазл в историях рассказанных Спиллейном сходится, но его составные элементы, да и полученная картинка, у меня восторгов не вызвали.

    66
    976