Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черный тюльпан

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    Lesia_iskra22 апреля 2023 г.

    «Мы дети сокровенного огня,
    Огня, горящего внутри земли,
    Мы рождены зарею и росой,
    Мы рождены водой,
    Но ранее всего – мы дети неба.

    Страдая от людей, мы от любви их гибнем,
    И тонкой ниточкой мы связаны с землей;
    Та ниточка – наш корень, наша жизнь, А руки мы вытягиваем к небу.

    Ведь небо – наша родина; оттуда,
    Как с родины, душа приходит к нам
    И снова возвращается туда:
    Душа, наш аромат, опять идет на небо.»

    Эта песня цветов, которую пел Корнелиус ван Берле, на мой взгляд, походит и человеку. Она вполне может служить эпитафией к данному роману, потому что поётся и о его жизни: о его страсти к любимому делу - выращиванию тюльпанов; о гибели от любви и доверия крестного; о единственной тонкой ниточке, связующей его с любимым делом - Розе;об уповании на Бога и милость неба, когда другой надежды нет.

    С другой стороны вполне можно сказать, что здесь ведётся история о рождении чёрного тюльпана - божестве, предмете восхищения и свидетельстве покорения природы, которому поклонялись голландцы; их страсти к прекрасному и таинственному; желании подчинить себе природу и стать творцами, «которые заставили эту неистощимую мать породить считавшееся дотоле невозможным – черный тюльпан». История вознесения на пьедестал совместного шедевра искусства и природы.

    Так что можно поразмышлять, кто же в данном романе главный герой: цветок или человек. Но все же выскажусь немного и о людях.

    Корнелиус в своём правдолюбии и честности кажется мне немного блаженным. «И вы знаете, что чем невиннее заключенный, тем спокойнее он должен принять смерть. Он должен идти на нее даже с радостью, как умирают мученики».

    Роза - подтверждение того, что ни одна женщина не может смириться, когда на первом месте не она, а какой-то предмет, вещь, другая страсть. Но она самоотверженна, сострадательна и умна.

    Зависть Исаака Бокстеля к Корнелиусу ван Берле отравила все его существо, настолько сильно, что он перестал видеть прекрасное и дал погибнуть своим трудам. Он стал просто одержим своей злобой и растерял последние капли способности достичь признания своими трудами, а не за счёт других.
    «Время от времени Бокстель ускоряет шаги, чтобы коснуться локтем локтя ван Систенса. Бокстель старается заимствовать у каждого частицу его достоинства, чтобы придать себе цену, так же, как он украл у Розы ее тюльпан, чтобы приобрести себе славу и деньги.»




    Грифус создаёт впечатление человека злобного и немного туповатого, но верного своему делу до слепоты. Он не способен на сострадание или благодарность, но все же, на мой взгляд, он любит свою дочь и беспокоится о ней доступным ему способом.

    Председатель ван Систенс яркий пример того, что в то время готовы были верить на слово мужчине, с именем, но не дочери тюремщика, которая выглядела словно служанка этого самого мужчины.

    Вильгельм Оранский - темная лошадка, которая предпочитает оставаться в тени и оттуда дёргать за ниточки. Да, он жестоко поступил с братьями де Витт, но осознавал, что только так он станет у власти без помех. Он предпочитал оставаться наблюдателем, внимательным и осторожным, чтобы вынести верное суждение, о чем свидетельствует и допрос Розы. Поэтому от него не ускользнуло смущение Бокстеля при встрече с Розой, хоть тот и быстро овладел собой. Не знаю, насколько он милосерден, но однозначно представлен справедливым (насколько это возможно, при условии что это не грозит его правлению): если есть доказательства невиновности, то он принимает их и выносит справедливое решение.

    О самом романе хочу сказать, что читается он очень легко и оставляет доброе послевкусие, не смотря на кровавое начало, которое изначально готовит морально к тяжелому сюжету: жестокая расправа над братьями де Витт, которая является ярким примером того, насколько может быть неуправляемой толпа, насколько могут быть жестоки люди, что даже мертвое тело готовы разорвать на части. Самосуд и убийство для успокоения совести названы казнью, пусть даже это вопреки решению суда. Но все это лишь оттеняет дальнейшие события. Весь роман словно сам по себе напоминает цветение предмета своего повествования - чёрного тюльпана, который с трудом и через преграды пробивается к жизни, но в конце расцветает прекрасным и совершенным цветком, венцом любви и творения человека и неба, переносящего читателя в сказку.

    12
    385